Философы говорят о смерти Бога уже почти столетие, и, как это часто бывает, эта истина кажется сегодня по умолчанию и почти бессознательно принимаемой обычным человеком, однако ее следствия не измеряются и не осознаются.
Одно из них — и, конечно, немаловажное — состоит в том, что Бог — или, скорее, его имя — было первой и последней гарантией связи между языком и миром, между словами и вещами. Отсюда решающее значение, которое в нашей культуре имел онтологический аргумент, неразрывно связывавший Бога, язык и клятвы, данные именем Бога, который заставлял нас отвечать за нарушение связи между нашими словами и вещами.
Если смерть Бога может означать в точности утрату этой связи, то это означает, что в нашем обществе язык конституировался как ложь. Без гарантии имени Божия всякая речь, как и клятва, гарантировавшая свою истинность, есть не что иное, как тщеславие и лжесвидетельство. Именно это мы в полной мере наблюдали в последние годы, когда каждое слово, произнесенное представителями институтов и средств массовой информации, было не чем иным, как пустословием и обманом.
Сегодня подходит к концу почти двухтысячелетняя эпоха западной культуры, которая обосновывала свою истину и свое знание на связи между Богом и логосом, между священным именем Бога и простыми именами вещей. И, конечно, не случайно, что только алгоритмы, а не слова, по-видимому, все еще имеют какую-то связь с миром, но только в форме вероятности и статистики, потому что, в конечном счете, даже числа могут относиться только к говорящему человеку, они все равно каким-то образом предполагают имена.
Если мы утратили веру в имя Бога, если мы не можем больше верить в Бога клятвы и онтологического аргумента, то, однако, не исключено, что возможна и другая фигура истины, не только как теологически обязательное соответствие между словом и вещью. Истина, которая не исчерпывается гарантией действенности логоса, но спасает в нем младенчество человека и сохраняет в нем то, что в нем еще немо, как самое сокровенное и истинное содержание его слов. Мы все еще можем верить в младенца Бога, подобного тому младенцу Иисусу, которого, как нас учили, сильные мира сего хотели и все еще хотят убить любой ценой.
Quodlibet, 5 декабря 2022 г.