27 апреля, суббота

Игры и пропаганда

03 июля 2024 / 21:48
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Первый «русский» персонаж компьютерных игр – боксер Водка Дранкенски, - огромный, пьющий водку агрессивный мужик в красных трусах, которому противостоит боксер-легковес.

Но однажды Водку Дракенского заменили на некоего Соду Попинского, который перестал пить водку и перешел на содовую...

Центр политического анализа и социальных исследований продолжает публикацию просветительского курса лекций политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина.

Курс разработан в рамках реализации проекта «Противодействие деструктивным информационным воздействиям на сознание современной молодежи», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году.

От насаждения стереотипов к влиянию на геймерское сообщество – такой путь прошла гейминдустрия за чуть менее чем полувековой период своего существования. Взаимоотношения с русскими у гемдевов в разное время были на разном уровне – особенно это важно учитывать для того периода, когда российский геймдев задавал толк в мировой индустрии, и вплоть до событий второго десятилетия XXI века.

В настоящее время существует множество исследований проблемы эксплуатации компьютерных игр в пропаганде, особенно в военной пропаганде. Наиболее полным и значимым сегодня считается работа Эда Холтера «От Сунь Цзы до Xbox». Тем не менее, кажется, что не стоит залезать так глубоко в историю, а сосредоточиться на последних 50 годах. Ведь, образ русских в играх осознанно начали формировать для широкой аудитории, а не для любителей настольных игр, именно тогда.

Началось все в далеких 80-х. Первый «русский» персонаж компьютерных игр – это боксер Водка Дранкенски из серии игр Punch Out для приставки Nintendo. Огромный, пьющий водку агрессивный мужик в красных трусах, которому противостоит боксер-легковес. Не самый позитивный образ. После целого ряда скандалов Водку Дракенского заменили на некоего Соду Попинского, который перестал пить водку и стал пить содовую.

Второе появление условно русского персонажа – это некий гибрид казака с татарином и среднеазиатским беем (усы, пузо и шаровары) в игре Karnov (компания Data East) 1988 года издания. Персонаж по имени Джинборов Карновски бегает по разным уровням и убивает монстров. Однако уже в следующих играх от компании Data East (например, Bad Dudes Vs. Dragon Ninja) Карнов выступает в роли откровенного злодея.

Позднее русских персонажей в компьютерных играх стало настолько много, что тщательный обзор всех их не возможен, да и не требуется. Но на некоторых все же внимание заострить стоит.

В 1988 году вышла игра Chelnov (та же компания Data East), в которой наш соотечественник, шахтер по имени Челнов, получает облучение после аварии на АЭС и некоторые сверхспособности. Некая злая организация (понятное дело, русская), намерена использовать эти сверхспособности в своих злых целях. Имя главного героя и название игры в японской транскрипции «Чернобу» непосредственно отсылают катастрофе на Чернобыльской АЭС, что впоследствии признали и издатели, прямо сказав, что решили «хайпануть» на модной теме. Впоследствии, после порта игры на Sega ее переназовут как Atomic Runner и уберут всю предысторию связанную с ЧАЭС. Тем не менее, Челнов уже после оригинальной игры включается в пантеон плохих героев и появляется как антагонистический персонаж в аркадах Trio The Punch (1990), Tumble Pop (1991), а в Fighter's History: Mizoguchi Kiki Ippatsu!! (1995) – он и вовсе дорастет до главаря плохих парней.

В том же 1988 году выходит первая серия стратегической игры про постапокалипсис Wasteland, где по сюжету СССР уничтожил Штаты, которые превратились в выжженные земли и радиоактивную пустошь.

Стереотипное представление русских в играх сохранится на годы вперед. Так, персонаж серии игр Street Fighter, известный сегодня как Зангиев, изначально планировался как развитие Водки Дракенски из Punch Out. Его должны были именовать Водка Гобальски. Но в какой-то момент популярность выступавшего в Японии в рестлинге Виктора Зангиева превысила тягу к стереотипам, и в видеоигре Street Fighter II (1994) появился персонаж «Красный Циклон» Зангиев.

После выхода игры Doom (1993), на нее обратили внимание в Управлении моделирования корпуса Морской пехоты, и уже в 1995 году была выпущена при поддержке Управления игра Marine Doom, где сюжет с истреблением инопланетян был заменен на реальную военную тематику.

Вскоре появился Command & Conquer: Red Alert, стратегия в реальном времени (Virgin Interactive, Великобритания, 1996). Уже из названия следует направленность игры («Красная угроза»), где натовцы защищают Европу от агрессии со стороны СССР.

В этом же году Electronic Arts (США) выпускают игру Soviet Strike. По сюжету крах СССР привел к вакууму власти в Восточной Европе, которой решили воспользоваться злые русские (зачем-то для этого развалившие свою же страну). Как бы там ни было, но Черноморский флот готовится нанести удар по Европе, а игрок на вертолете должен провести разведывательные миссии в Крыму, а также диверсионные и ударные на Кавказе и Средней Азии, уничтожая российские военные корабли, заводы, военную технику и политиков. В конце игрок спасает президента Ельцина, вокруг которого российская мафия и КГБ сплели нити заговора. Игра заканчивается тем, что по телевизору ведущая Екатерина Андреева сообщат, что главными виновниками всех ужасов, что натворил на территории России игрок и его приспешники, являлось… землетрясение. Очень жизненный сюжет, надо сказать.

В следующем, 1997 году, вышло продолжение Nuclear Strike. Опять КГБ и опять плетет заговоры. Полковник этой службы Лемонд украл у США ядерную боеголовку и, заключив договор с правительством Северной Кореи с целью развязать очередную мировую войну. Понятное дело, американский вертолет спасает положение…

В 1997 также выходит известная игра Golden Eye 007 (Nintendo). Сюжет построен на истории одноименного фильма (съемки которого, в свою очередь, курировались Пентагоном и МИ-6). По сюжету Джеймс Бонд отправляется на завод в Архангельске с задачей уничтожить его. Через несколько лет у Джеймса Бонда новая задача – исследовать российскую спутниковую станцию «Северная» и пусковую установку в Киргизии, поскольку есть подозрение, что русские готовятся запустить ЭМИ-оружие, действующее из космоса. Погони, убийства, стелс-операции – все это есть в интересной игре, где активно убивают русских и… кубинцев.

С развитием игр и ростом их массовой аудитории правительства все больше и больше обращают внимание на гейм-индустрию гейминга. В результате в нулевые образы плохих русских все чаще появляются в сюжетах игр.

Моду для жанра задает шутер Tom Clancy’s Ghost Recon (2001), по сценарию известного писателя Тома Клэнси. «Команда призраков» пресекает возможное возрождение России. В зачатке уничтожаются все центростремительные движения на пространстве бывшего СССР. И за все это надо благодарить американский спецназ.

Именно в нулевых выходит главный проект Пентагона – многопользовательский тактический шутер America’s Army, который нацелен на обучение и вербовку потенциальных солдат. Вышедший в 2002 и просуществовавший до середины 2022 года, проект получил множество боковых ответвлений, апгрейдов и аддонов, вышел в VR и даже стал реальным симулятором боевых действий. Против русских в этом проекте вроде бы ничего и не направлено, но на основе его движка можно было разрабатывать различные «нашлепки», к примеру, проводя операции против русских военных.

Самый негативный для русских образ создавала и создает серия Call of Duty. Начиная с первой части (2004 года), где русские представлены каким-то мясом, которое бросают в бой без винтовок, требуя трупами заваливать врага (напомню, что сюжет повествует не о первых днях Великой отечественной, а о Сталинградской битве и Висло-Одерской операции), русские присутствуют в лучшем случае в виде несимпатичных аватар, которые не ценят жизнь ни свою, ни своих товарищей. Однако впоследствии образ даже таких «плохих хороших русских» и вовсе исчезнет. Русские становятся антагонистами.

В игре Call of Duty 4: Modern Warfare (2007, спонсировалась Пентагоном) русские были изображены в качестве главных врагов, представляющих угрозу для мировой безопасности. Русские изображены как террористы и агрессоры, готовящие нападение на Западный мир и провоцирующие международные конфликты. Тяжелый экономический кризис в России в 2011 году дает возможность прихода к власти некоего националиста (не очень понятно, какой национальности) Имрана Захаева, который стремится захватить управление страной и восстановить СССР. Он финансирует переворот на Ближнем Востоке и начинает гражданскую войну в России. Разведка США и Британии раскрывает планы Захаева и посылает спецназ для решения проблемы в России. Очень демократично, следует заметить.

Аналогичный образ русских рисуют в стратегии Command Conquer: Red Alert 3 (2008). Забавно, что в более ранней версии Command Conquer: Generals (2003) главным антагонистом был Китай, а не Россия. Что объяснимо, тогда Москва только-только впервые заявила о своем несогласии с политикой США в Ираке, и ее было даже решено «не наказывать».

Стоит упомянуть игру Grand Theft Auto IV (2008). Гиперпопулярный проект представляет русских в виде мафиози и преступников. Русские в этих играх - безжалостные и жестокие люди, попирающие закон и не знакомые с моральными нормами.

На этом этапе - в нулевых идет формирование своеобразной «оси зла» в компьютерных играх. Если раньше часто встречались игры про Вьетнам, игры про Вторую мировую, то теперь речь идет об операциях, в которых врагами выступают вполне конкретные, сегодня живущие русские, китайцы, корейцы и иранцы.

Помимо уже упомянутой игры Command Conquer: Generals, китайцы в виде врагов выведены в таких играх как Battlefield 2: Modern Combat (2005) и Call of Duty: Black Ops (2010). Иранцам не повезло стать антагонистами в Command Conquer 3: Tiberium Wars (2007), где иранский лидер намерен использовать ядерное оружие против своих врагов. Убивают иранцев и в Call of Duty 4: Modern Warfare 2007 года издания.

В следующее десятилетие тенденции, о которых было сказано выше, лишь укрепились.

В 2011 году при поддержке Пентагона была выпущена игра Homefront - шутер от первого лица, разработанный Kaos Studios и изданный THQ. Интересно, что сюжет игры, стоившей 50 миллионов долларов, написал Джон Фредерик Милиус, сценарист «Апокалипсиса сегодня», вызвавшего жесточайшее недовольство Министерства обороны США с одной стороны, и также сценарист «Красного рассвета» 1984 года выпуска, ставшего составной частью идеологической войны Рейгана против СССР на закате холодной войны. Homefront во многом повторяет идеи «Красного рассвета» и предваряет сюжет «Красного рассвета 2». В придуманном мире будущего движение сопротивления ведет борьбу с оккупацией западной части Соединенных Штатов воссоединенной Кореей.

Тогда же автора Call of Duty Дэйва Энтони взяли в Пентагон на должность советника по «неизвестным конфликтам». А игра Call of Duty в очередной раз доказала, что является отличным полигоном для отработки русофобии и навыков убивать русских. Даже краткий пересказ сюжетов игр серии Call of Duty, вышедших с 2011 года, вызывает сложные эмоции.

Игра Call of Duty: Modern Warfare 3 (2011) начинается с того, что русские войска оккупируют Нью-Йорк. И, конечно же, отряду «Дельта» приходится проводить спецоперацию для уничтожения помех для нанесения удара по русским кораблям. Спецназ США уничтожает российскую подлодку «Ольга» и срывает осаду Нью-Йорка. Далее, войска российского военного лидера Владимира Макарова атакуют базу в Индии. После двух месяцев общемировой бойни, Россия и США решили договориться о мире, однако на самолет президента РФ Бориса Воршевского напали боевики Макарова, чтобы захватить коды для запуска ядерных ракет. Ракеты ему нужны, конечно же, дабы завоевать всю Европу.

Call of Duty: Modern Warfare 2019 года выпуска расскажет нам о том, как Россия напала на Урзыкстан, развернув террор против местного населения. Также нас знакомят со страной Кастовия, которая является аватаром ЛДНР. Фактически впервые, если не считать ранних модов, геймерам дают повоевать в рамках российско-украинского конфликта.

На следующий год, в 2020-м выходит игра Call of Duty: Black Ops Cold War. Уже из названия понятно, что в игре рассказывается о тайных войнах и спецоперациях, в которых главным врагом США являются русские. Вселенское зло в этой игре – русский разведчик и диверсант Персей, который стремится разрушить весь мир. Основные события происходят в 1981 году, и игрок с удивлением узнает, что именно русские, оказывается, оказались виноваты в иранском кризисе с заложниками в посольстве в Тегеране. Боевые действия ведутся по всему миру – во Вьетнаме, в СССР, в США, в ГДР и в Турции… Между прочим, гадкий Персей смог внедриться в сверхсекретную программу Вашингтона по установке нейтронных бомб в европейских городах. Якобы, именно эти бомбы и способны остановить вторжение СССР. Наивность сценаристов, или заниженные ожидания от умственного развития игроков – неизвестно, но как бы там ни было – это типичная игра, в которой демонизируют русских, вышедшая еще задолго до Специальной военной операции.

Где-то на Ближнем Востоке. Кадр из игры Call of Duty: Modern Warfare II.

Следующие же две игры франшизы – родом из нового мира, наступившего после 24 февраля. Игру Call of Duty: Modern Warfare II выпустили как раз во второй половине 2022 года. В ней рассказывается, что силы спецназа США «Оперативная группа 141» наносит удары по иранским силам, поддерживаемым Россией. В ходе операции по перевозке американских баллистических ракет союзникам на Ближнем Востоке эти ракеты удается украсть российским военным из ЧВК Владимира Макарова. Террористы Макарова планируют угон самолета, да и вообще – нехорошие люди.

Кадр из видеоигры Call of Duty: Modern Warfare III.

Чтобы не возникло никаких вопросов, почему русские такие плохие, на следующий, 2023 год, была выпущена игра Call of Duty: Modern Warfare III. В соответствии с сюжетом игры, российская ЧВК «Кони» (неужели намек на ЦСКА?) вторгаются в Кастовию и освобождают ранее захваченного в плен командира Владимира Макарова. Затем русская ЧВК атакует порт в Урзыкистане для того, чтобы захватить американские ракеты… В общем, нет никаких сомнений в том, что русские в глазах разработчиков – это такое абсолютное инфернальное зло, остановить которое необходимо любой ценой.

И это – тоже часть пропаганды[1].

Продолжение следует.

 

[1] В наших планах также вопросы польского и украинского геймдева в 2022-24 гг, но их реализация будет иметь место в видеолекциях и продолжении проекта в будущем.


тэги
читайте также