Мой ребенок: хочу — кормлю, хочу — нет! [...] Мужа у меня нет. Не было... и, наверное, не будет. А насчёт ребёнка... Захочу — ещё одного заведу. Муж на сегодня не обязателен. Главное для женщины — дети. Знаете, сколько таких, как я? И я счастлива..
Это была, вероятно, «обратная сторона Луны», «побочка» советской комфортной или, как минимум, благоустроенной по меркам того времени, городской повседневности, быта городских советских граждан, строящих коммунизм.
Фраза одной из героинь советской сатирической трагикомедии «Гараж» Елены Павловны Малаевой помогает посмотреть на нездоровую ситуацию с демографией под углом предпосылок, причин, триггерров и даже бенефициаров этой проблемы.
Трудящаяся, общественница, активная, неравнодушная, да ещё и мамочка-одиночка. Да, да, правильно, зачем ей половой партнёр – в СССР же «секса нет» (фраза, кстати, вырванная из контекста, но ставшая мемом) – то есть муж. У нас же и ясли, и сад, и школа, и кружки, и продленка, и пионеры с комсомолом, и шефство возьмут, и если там макулатуру или лом собрать, в турпоход классом – советское государство с его социалистической формацией не бросит ни маму, ни ребёнка. Тем более в городе. Где, как говаривал ещё Иван Сергеевич Расторгуев из еще более ранней советской киноклассики «Печки-лавочки», по сравнению с селом, можно «интересней прожить», ведь «в городе у меня все под боком: и магазин, и промтовары, и парикмахерская, и вино» даже.
Не кормит вовремя мать, вся горящая на работе (потому что она в постели не огонь? Наверное, поэтому «нет и не будет мужа»? Вот и горит на работе) – государство не оставит голодным будущего защитника социалистических идеалов от западной тлетворности. Накормит, в ПТУ отучит, а после армии – на БАМ, или на завод. Комнату в коммуналке с (не ясной) перспективой квартиры от завода.
Вот и были героинями Елены Малаевы, Катерины Тихомировы, не стану всех разведенных и одиноких советских киноматерей перечислять.
Нет, конечно, было немало примеров в кино полных семей, в том числе межпоколенческих, которые проходили испытания войной, трудом и продолжали оставаться семьёй.
Но «Оскара» получила «Москва слезам не верит», где на первом плане далеко не образцовые в семейном плане героиня и герой (Катерина и Гога), а вот обычная, т.е. нормальная в обиходном выражении, семья осталась на вторых ролях (Николай и Антонина).
Кроме определённой доли сарказма и выпячивания, но с добрым юмором, имевших в благополучном советском обществе место «передергиваний» и формализма, я вполне без юмора допускаю что демографический кризис и депопуляция, о которой как об одной из основных угроз для России нас предупреждает Александр Дмитриевич[1], берут самые первые, пусть и очень маловодные истоки, ручейки, уже там – в стабильном периоде советской системы. А в конце 80-х-90-е разруха в (головах в первую очередь и лишь затем) экономике стала как прорвавшаяся «вода всемирного потопа»: в то время и начались все эти можные и не можные эмансипация, «женщина не бесплатная бытовая техника, её предназначение не плита или стиралка», «Make love, not war», деидеологизация семьи как ячейки общества, пропаганда (запрещенной в РФ) «чайлдфри», «гражданских браков», ЛГБТ (тоже запрещена в РФ) и прочие соблазны.
Которым так легко кинулись предаваться бывшие комсомольцы и комсомолки, коммунисты и коммунистки, беспартийные граждане и гражданки бывшей страны Советов.
А позже как-то не очень заметно появились семейные психотерапевты, коучи, наставники и прочие специалисты по «личному и профессиональному развитию».
Сегодня со всех платформ цифровых каналов связи они учат «девочки, вы не для труда, не для родов ребенка созданы, вы для красоты, любви и обожания, восхищения вами», в усеченном варианте научат «как развести богатого мужчину на ресторан и айфон».
Как другая сторона проблемы – увеличение числа «яжемать», а также родов в несовершеннолетнем возрасте, т.е. фактически семьи с мамой, бабушкой и даже дедушкой,.. но без папы.
А чтобы церковь, в широком смысле любая организованная структура традиционных для России конфессий, не мешала ширить ряды сторонников «семья - это пережиток эволюции», бенефициары активно продвигают самыми разными способами дискредитацию церкви для пропаганды этого тезиса. Скетчкомы, фильмы, сериалы, социсследования, песни, мемы, клипы, и даже, казалось бы, такой рудимент доцифровой эпохи как устный анекдот, а сейчас вот и нейросети подключились. В них пытаются легитимировать особую «брачно-семейную» терминологию: «разведенка с прицепом», «спиногрызы» вместо детей, гипертрофированным образом негативно отображается образ матери жены, т.е. тещи и ее отношения с зятем.
Цель этих лукавых действий не только в извлечении финансовой выгоды.
На развлекательных ресурсах в сети Интернет неисчислимое количество «мужских историй», повествующих о корысти, алчности, неверности жены. О неистинности православия. О необходимости возвращения к язычеству. Об исторически обусловленном противостоянии славян и азиатов. Доходит до откровенного призыва «бей жидов, спасай Россию» с апеллированием к творчеству Владимира Высоцкого. Анализ аккаунтов авторов этих опусов в абсолютном большинстве своем показывает их принадлежность к украинским или западным создателям.
Ну, не нравится им, что, как наглядно представил Харичев, ценность семьи вместе с ценностями человека и государства являются фундаментальными смыслами и основами структуры российской цивилизации. А семья вместе с верой и правдой – неразрывные организмы цивилизационной формулы уникального организма по имени Россия.
Вот и бросают они столько сил на борьбу с нашим достоянием, нашей ценностью, нами.
Однако, как Владимир Путин подчеркнул, «мы умеем "смыкать ряды" для решения общих задач, перед лицом глобальных вызовов вместе радоваться победам». Значит, устоим и выстоим.
[1] См. статью «Кто мы?» начальника управления Администрации президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александра Харичева в № 2 журнала «Государство» за 2025 год (выпускается РАНХиГС и проектом «ДНК России»), с.16-26.
