12 октября, суббота

Флаг традиционной семьи

23 июля 2015 / 00:01
эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения

Политический дизайнер Павел Родькин рассуждает о вреде политического копирайта в глобальной символике.

Флаг традиционной семьи (или «флаг натуралов»), представленный на празднике в честь Дня семьи, любви и верности московским отделением партии «Единая Россия» вызвал скандал. Единороссов обвинили в плагиате аналогичного французского символа организации «La Manif Pour Tous». Последовавшие разъяснения о том что изображение было использовано с разрешения французской стороны не внесли ясность ни в статус данного символа ни в его дальнейшую судьбу. Дело здесь, конечно не в скандале, как и все интернет-скандалы уже забытом. Разработка и популяризация флага традиционной семьи представляет общественный интерес, прежде всего, с точки зрения возможности создания глобального символа, который может конкурировать с другим, не менее интернациональной радужной идентичностью ЛГБТ сообщества.

Проблема заключается в попытке поставить на этот символ политический копирайт. Присваивание знака каким-либо одним общественным движением или политической партией уничтожает саму идею глобальной айдентики, которая, чтобы стать таковой, должна строится на полностью открытой лицензии. Флаг традиционной семьи крайне нежелательно превращать ни в политическую франшизу, передаваемую от одного политического субъекта другому, ни класть на него государственную монополию с запретом использования символа «нелицензионным» пользователям. Отметим, что на фоне неопределенности с правоприменением символики между российской и французской стороной (что так и не получило ясного подтверждения со стороны французов), мировое ЛГБТ движение, напротив, распространяет свои символы, децентрализуя контроль над ними и формально не привязывая к одному собственнику.

Пока же сторонники традиционных ценностей продемонстрировали стремление к политической локализации, что было немедленно использовано их противниками, которым удалось размыть «зонтичность» нового символа, объединившего разные страны и разные по своему содержанию политические движения. «Похожесть» французского и российского флагов традиционной семьи является серьезным преимуществом, пусть созданным без глобального стратегического планирования и понимания, о чем свидетельствует несогласованная и не концептуальная реакция «La Manif Pour Tous», и «Единой России» на обвинения в плагиате.

Позиционирование символа традиционной семьи в массовом сознании и восприятии наиболее эффективно может быть построено в качестве глобальной системы. В противном случае подобная символика и дальше будет «подозреваться» в плагиате, вторичности и «партийности».


тэги