21 ноября, четверг

Ефремов не безнадежен

16 июня 2020 / 22:26
обозреватель ТАСС

Актер Михаил Ефремов – алкоголик. Трагическое и очевидное подтверждение тому уже неделю обсуждает вся Россия.

Алкоголизм – это болезнь, классифицируемая Всемирной организацией здравоохранения как одна из форм химической зависимости. Больных лечат. В России в отличие от ряда других стран, включая США, есть профильная медицинская специальность – наркология.

Пока, однако, хронический алкоголизм практически неизлечим. Наука не знает способа, который позволил бы больному человеку пить «умеренно». При употреблении алкоголя такой человек утрачивает контроль над своими поступками; нарушение правил дорожного движения – далеко не самое худшее, что может совершаться в таком бесконтрольном состоянии.

Но диагноз – не индульгенция. Алкоголики несут ответственность за нарушение закона наравне со всеми. Более того, по российскому законодательству состояние опьянения при совершении преступления может признаваться отягчающим обстоятельством.

И актер, как я считаю, должен без всяких скидок на звездный статус отвечать перед судом за содеянное. По его вине погиб человек, которого в любом случае уже не вернуть.

В США, где я полжизни работал, химические зависимости распространены так же, как и везде, или даже больше – в силу сравнительно легкой доступности алкоголя, наркотиков и медицинских болеутолителей. Однако, никакой безысходности это не вызывает, поскольку все «заинтересованные стороны» — от самого заболевшего человека и его родных и близких до врачей, правоохранительных органов и судебных властей — в принципе знают, что с ним делать.

Ему предлагают лечиться и в случае согласия создают благоприятные условия вплоть до смягчения или полной отмены судебных приговоров за грехи, которые он успел натворить. Естественно, после прохождения курса реабилитации, а не до него. Я однажды ходил на такую «выпускную церемонию» в вашингтонском наркосуде.

Основной метод лечения от зависимостей в США – так называемые «12-шаговые» программы «Анонимных алкоголиков» (АА) и «Анонимных наркоманов». Смысл их в том, чтобы помочь человеку не только «завязать», но и потом устойчиво сохранять чистый и трезвый образ жизни. Выздоравливающие помогают в этом друг другу, делясь личным опытом на групповых собраниях.

Метод и программа АА родились в 1935 году в США. Я пристрастно их изучал и совершенно серьезно считаю величайшим американским вкладом в мировую цивилизацию за все прошлое столетие. За 85 лет с их помощью десятки, если не сотни миллионов человек по всему миру избавились и продолжают избавляться от различных видов зависимости. Причем уже не только химической, но и многих других – например, игровой.

Широко распространена программа АА и в России. Насколько мне известно, Ефремову предлагали к ней присоединиться. Но единственное непременное условие членства в АА – собственное желание бросить пить. А для этого требуется прежде всего осознание проблемы, умение быть честным: и с другими, но для начала хотя бы с самим собой.

Видеть и признавать свои изъяны – совсем не то же самое, что обличать чужие. В откликах на случившееся с Ефремовым мне попадались мысли о том, будто он пил чуть ли не от страданий за свою страну и народ.

На самом деле алкоголик пьет потому – и только потому, – что он алкоголик. Да, это почти всегда сопровождается ссылками на внешние обстоятельства: от страны и властей до собственной семьи, начальства на работе и т.д. и т.п. Но реальная взаимосвязь всегда обратная: не пьянство от плохой жизни, а плохая жизнь и депрессивное состояние – от пьянства.

Ефремов публично сказал, что его «больше нет». Слова, надо полагать, искренние, но чего они на самом деле стоят, бывшему кумиру публики предстоит доказывать делами.

Шансы на выздоровление и искупление у него на самом деле есть. Более того: если он действительно пойдет по этому пути, то при всей глубине его падения его трагический опыт может оказаться полезным и целебным не только для него самого, но и для других.