Должна признаться честно: в 2011 году на думской кампании «Единой России» я думала, что это последняя кампания «Единой России». И не одна я так думала. Особое было состояние, интересное, побуждающее к романтическим метафорам вроде «последний бой у старой цитадели».
Но вот настал ноябрь 2015 года. ЕР начинает подготовку к праймериз и готовится хорошо выступить на выборах-2016. И если уж продолжать метафоры, то это не старый мамонт плетется за своими двадцатью процентами голосов. Этот мамонт нам еще покажет.
«Единую Россию» с 2011 года хоронили много раз. Предрекали, что ее место займет ОНФ — с новыми людьми и другой системой их отбора и обучения. Грезилась и полная перезагрузка «партии власти», включая смену названия и политической риторики. Ничего подобного не произошло. Хотя в адрес партии и поступили рекомендации прислушиваться к ОНФ, главной роли в кампании-2016 ее не лишают.
Хотя и очевидно, что политическая машина «Единой России» могла бы быть более эффективной. Недавно озвученные политологом Дмитрием Орловым семь задач для ЕР указывают на то, какие механизмы в этой машине власть собирается чинить. В основном предложения касаются методики выдвижения кандидатов (праймериз), коррекции повестки (антикоррупционные темы и социально-экономический блок) и пресечения технологических безобразий (прозрачное финансирование кампании и недопущение вульгарной мобилизации по принципу «все учителя строем на участок»).
Я бы добавила сюда еще несколько моментов, пока до выборов еще есть время. ЕР в регионах остро нужны.
Первое: пул своих вменяемых спикеров, регулярно реагирующих на повестку и задающих собственные темы. Чтобы ситуация развивалась не по схеме «ааааа, до выборов месяц, давайте срочно заведем твиттер и будем туда вешать фотографии с партийных субботников».
Второе: воодушевление и мотивация рядовых членов партии. Во многом эти люди — в незавидном положении. Пока выборов нет, о них толком и не вспоминают, а как скоро выборы — так берите в руки пачку газет и идите агитировать от двери к двери. В благодарность получите флажок и календарик. А да, и не забудьте сами проголосовать, мы проверим. Рядовые члены партии должны СТАТЬ первой целевой аудиторией кампании ЕР — и не за два месяца, а хотя бы за шесть.
Третье: учитывая тренд на усиление роли парламентских партий в политическом процессе, стоит позаботиться о том, чтобы программы региональных отделений ЕР не были похожи на программы других партий до степени смешения. Центристская риторика — не самая простая в исполнении, как кажется, а наоборот. Потерять свое лицо и добиться того, чтобы избиратель по программе вообще не мог понять, с какой партией имеет дело — это вполне вероятный результат. Потому что все говорят, что «надо чинить дороги» и «не допустим роста тарифов ЖКХ», это общие места для любой кампании.
И, наконец, четвертое и последнее, но самое важное. Абсолютно необходимо дать людям другой образ «единоросса». Это прямо связано со вторым пунктом. Надо показать: «единороссы» — это не какие-то заоблачные люди с дворцами, а такие же люди, как избиратели. Они среди вас (звучит как начало ужастика, но ничего), их много, посмотрите на них. Они хорошие.