26 апреля, пятница

Законопроект находится в русле антикоррупционной политики, которую проводит президент

17 июня 2014 / 00:59
член Совета по правам человека при президенте РФ, председатель совета общественной организации «Российский общественный институт избирательного права»

Нормы президентского законопроекта должны сблизить российское законодательство с международными подходами к организации цивилизованных выборов.

Какова цель законопроекта? Почему именно президент его вносил?

Законопроект находится в русле антикоррупционной политики, которую проводит президент. То есть предполагается, что с коррупцией нужно бороться как в экономике, так и в политике. Полагаю, что именно этим можно объяснить, что законопроект был внесен президентом.

Действительно, необходимость устранять проблемы, накопившиеся в политике, а именно – необходим запрет на финансирование [политических сил] из источников, которые, в рамках цивилизованного общества, не допускаются к такому финансированию. Это не только иностранцы, но и, например, международные организации, многие из которых создавались под благовидными поводами, но, подчас, ведут деятельность далекую от лозунгов, которые они озвучивали в рамках устава.

У нас достаточно открытые границы и либеральное законодательство, что позволяет гражданам достаточно многих государств – прежде всего, странам СНГ – по долгу находиться в России. Это фактически открывает для таких людей возможность участвовать в политической жизни нашей страны, в том числе,  путем финансирования.

Еще один важный аспект – деньги, которые тратятся на политику, должны быть кристально чистыми. В мире этому вопросу уделяется большое внимание. Работа большинства органов, следящих за ходом выборов, занимаются контролем финансирования. В США, например, до 2000 года вообще была только одна избирательная комиссия, которая занималась контролем финансов. Только после скандала во Флориде (речь идет о выборах 2000 года, когда Джордж Буш-младший победил благодаря голосам, полученным во Флориде, что вызвало многочисленные подозрения и привело к целой серии судебных исков – ред.) была организована вторая комиссия в помощь проведения выборов.

Нормы президентского законопроекта должны сблизить российское законодательство с международными подходами к организации цивилизованных выборов.

Можно ли считать поводом для внесения известный прецедент, когда Алексей Навальный собирал средства на свою кампанию на выборах мэра Москвы через посредников, через интернет?

Я не могу утверждать, было ли это прецедентом. Но действительно именно этот факт имел резонанс в СМИ. Но тут нужно заметить, что такие схемы применялись не впервые. Аналогичные схемы использовались для наполнения избирательных фондов кандидатов в президенты США, не говоря уж о более мелких выборах. Например, по поводу сбора денег штабом Барака Обамы через смс-сообщения правозащитники как раз высказывали опасения, что их могут присылать иностранцы.

Те средства, которые аккумулировал Навальный через Яндекс-деньги, ему особой пользы не принесли. Так что, я думаю, законопроект, это, скорее, упреждающий удар, направленный на то, чтобы политические силы не ориентировались на серые схемы.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика