Сейчас власть находится в совершенно другом психологическом состоянии, чем это было в 2004 году.
Как вы оцениваете происходящее на Украине в эти дни?
Позиция нашего движения, которое представляет евроскептическое крыло украинского общества, заключается в том, что украинские политики и СМИ убедили людей, что поиск 15 или 20 млрд долларов (которые нужны Украине для спасения экономики из-за дыры в бюджете и приостановки социальных выплат) – это чуть ли не цивилизационный выбор украинского народа.
Для нас очевидно, что для президента Януковича – это вопрос торга. Он ищет эти средства для стабилизации экономики и, фактически, политического режима перед предстоящими выборами главы государства в 2015 году. Поэтому сейчас важно сбавить эмоции, пыл, который охватил общество. Нужно трезво посмотреть на то, что происходит.
Требование немедленно подписывать договор об ассоциации на любых условиях – губительно для украинской экономики. Это гарантированная потеря десятков тысяч и даже сотен тысяч рабочих мест. Это означает развал нашего машиностроения. Это точно развал нашей пищевой промышленности. Мы говорили об этом еще год назад. А Союз промышленников и предпринимателей, как и премьер-министр Азаров, начали говорить об этом только сейчас.
Это вопрос чудовищной некомпетентности действующего украинского руководства. Губительные последствия подписания договора о евроинтеграции были очевидны давно. Почему только за неделю до вильнюсского саммита заговорили об этом – нам непонятно.
Насколько политически опасны протестные акции?
Сейчас власть находится в совершенно другом психологическом состоянии, чем это было в 2004 году.
Я думаю, повторение того Майдана или свержение Януковича тем же путем невозможно. Власть встретит этот Майдан гораздо организованней, сплоченней.
Кроме того, среди украинцев велико недоверие к трем либерально-националистическим партиям («Свобода», «Батькивщина» и УДАР – ред.), которые сейчас находятся о главе протеста. Несмотря на то, что многие искренне выступают за вступление Украины в зону свободной торговли с ЕС, все-таки очень скептично они настроены к лидерам оппозиции: Кличко, Яценюку и Тягнибоку. Я думаю, что комбинация этих факторов не позволит этому Майдану перетечь в нечто большее.
В контексте будущих выборов президента Украины, как будут использоваться нынешние события?
Дело в том, что Янукович не мыслит категориями цивилизационного выбора или стратегий развития. Он с совершенно холодной расчетливостью видит перспективы получения кредита в 15-20 млрд долларов, которые нужны для стабилизации экономической ситуации. Ему наплевать, что даст эти деньги, главное, чтобы кредит был предоставлен срочно и под более или менее выгодные проценты.
То, что ему предложил ЕС неприемлемо, т.к. за финансовую помощь они требуют полное сокращение социальной сферы. Перед выборами 2015 года это невозможно. С другой стороны, перспективы вступления в Таможенный союз, переговоры с Владимиром Путиным. Но, очевидно, что одно из условий России – предоставление поста премьер-министра [бывшему главе администрации Леонида Кучмы, лидеру общественного движения «Выбор Украины»] Виктору Медведчуку. Это также неприемлемо для Януковича, как и для его ближайшего окружения, т.н. «семьи»: вице-премьер Сергей Арбузов, сын президента Александр Янукович и другие влиятельные политики.
Так что это вопрос не Майдана, а экономической стабилизации, попыток избежать дефолта до 2015 года.