22 ноября, пятница

Все новые партии поставлены в более жесткие условия

14 февраля 2014 / 23:31
директор Научно-исследовательского института политической социологии

Сильному изменению состава Госдумы будет способствовать введение одномандатных округов.

Новый закон учитывает интересы потенциальных кандидатов?

Он учитывает, прежде всего, интересы парламентских партий и в какой-то степени интересы избирательных комиссий и в какой-то степени региональных администраций. Все новые партии, исходя из этого законопроекта, поставлены в более жесткие условия, чем то, что было при принятии закона о партиях. Но это и ожидалось.

Новые правила поспособствуют изменению состава Госдумы в 2016 году или расклад сил останется примерно таким же?

Сильному изменению состава Госдумы будет способствовать, прежде всего, введение одномандатных округов. По ним многие партии не смогут провести своих кандидатов либо проведут их критически мало. Но в то же время это будет способствовать изменению состава партии власти, по той причине, что те, кто привык проходить по спискам за счет своих капиталовложений и хороших отношений с губернаторами, они не смогут избраться по округам и на их место придут другие люди.

А как повлияют ограничения типа сбора подписей или участия в региональных парламентах будет зависеть от того, как подписи будет проверять ЦИК: объективно или нет. Потому что по подписям можно снять любую партию и особенно одномандатника, потому что 3% (процент избирателей по округу, которые должны поддержать выдвижение – ред.) - это гораздо больше, чем у нас было раньше, когда у нас существовали подписи по округам.

Второй вопрос о прохождении в региональные легислатуры. Это зависит от того, как будет влиять на позиции парламентских партий административный ресурс.

С чем связано то, что закон допускает до выборов Госдумы партию, которая имеет хотя бы одного регионального депутата, но избранного исключительно по спискам, а одномандатник «пропуском» на федеральные выборы не является?

На самом деле логично, потому что победа одномандатника зависит от него самого и от количества денег, которые он вложил в округ. Партия в данном случае выступает лишь в качестве выдвигателя, причем, зачастую, за деньги. Поэтому прямой связи [между регионалом-одномандатником и партией] нет.

С другой стороны, региональные законы не привязывают одномандатника к партии. Избравшись по округу он может не входить во фракцию. А многие региональные законы и вовсе не предполагают создания партийной фракции в заксобрании для партии, которая не прошла по спискам. Может так получиться, что 25% думы состоит из одномандатников, которые баллотировались от одной партии, но создать фракцию они не могут. Этот последний момент, скорее всего, и повлиял.

Стоит ли ожидать до выборов 2016 года еще каких-то изменений в законодательство, связанное с выборами депутатов Госдумы?

У нас всегда можно чего-то ожидать, начиная от очередной либерализации партийного законодательства и заканчивая вообще отменой партий, как инструмента. Два года назад, когда принимался закон о политических партиях, это все считалось первым шагом к либерализации, многие думали, что дальше все будет мягче и мягче. А сейчас получается, что как хорошо, что не запретили вообще все.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика