29 марта, пятница

Вести переговоры о сохранении Новороссии в составе Украины было бы преждевременно

09 марта 2014 / 23:02
замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова

Когда стороны придут к военному паритету, возможны переговоры о полноценном прекращении огня.

На ваш взгляд, с чем связано то, что новость о переговорах пришлось корректировать: сначала сообщили о договоренности к перемирию, затем о согласовании шагов к перемирию…

В данной ситуации Россия не является стороной конфликта, поэтому она может всячески способствовать мирному разрешению, но самой России вести переговоры о мире было бы странно.

Эти переговоры, а так же то, что о них впервые заговорит Петр Порошенко, отражают печальное положение на фронтах для украинской армии. Только сегодня ополченцы сообщили об освобождении 23 населенных пунктов. А украинская армия несет тяжелые потери, восполнять которые ей нечем. Речь об обученных экипажах военной техники и квалифицированных офицерах. В этих условиях для Киева мирные переговоры очень желательны, т.к. дадут возможность передышки, в том числе для того, чтобы в будущем возобновить военные действия против ДНР и ЛНР.

Я думаю, что сейчас сами руководители Новороссии становятся все более самостоятельной стороной конфликта. Они активно вмешиваются в переговоры, комментируя их и высказывая свое к ним отношение. Были сделаны заявления о том, что они не ведут переговоры о перемирии, а лишь об обмене военнопленными. Это объясняется тем, что пролито много крови, высок градус ожесточения обеих сторон. Так что вести переговоры о сохранении Новороссии в составе Украины было бы преждевременно.

Думаю, что сейчас переговоры могут вестись каком-то разграничении и прекращении огня. Но опять же, эти переговоры будут носить условный характер, а реальными они станут, когда будет достигнут некий паритет сил, когда у ополченцев не будет хватать мощностей, личного состава и запала, чтобы идти на новую территорию, а у украинской армии появится возможность закрепиться. Когда стороны придут к военному паритету, возможны переговоры о полноценном прекращении огня, статусе территорий. А сейчас, когда ополчение на подъеме, освобождает большие территории и дух его высок, вести переговоры на равных они не спешат. Они вырабатывают новую тактику и стратегию поведения.

А какова в таком случае роль Путина? Что он должен был сказать Порошенко, чтобы украинская администрация поспешила сообщить о договоренности о мире?

Путин говорит о том, что отвечает национальным, экономическим, геополитическим интересам России. Естественно, эти интересы частично совпадают с интересами такого политического образования, как Новороссия. Поэтому в какой-то степени Путин принуждает Порошенко вести переговоры с ДНР и ЛНР. Фактически он помогает Новороссии стать равным переговорщиком в процессе урегулирования внутриукраинского конфликта.

Но повторюсь, что многое зависит от лидеров Новороссии.

Нужно отметить, что внутри самой Украины действует мощное лобби тех, кто выступает за продолжение войны. Ведь многие украинские политики несамостоятельны и поддаются давлению определенных сил в США, которые заинтересованы в разрушении экономических и геополитических связей между Россией и ЕС, в нарастании хаоса в евразийском пространстве. Это не только Восточная Европа, но и Средняя Азия. Поэтому ничего не стоит развернуть карательные батальоны, которые весьма условно подчиняются МВД или Минобороны, в сторону Киева, чтобы надавить на Порошенко или даже его сместить.

Порошенко и так находится в очень сложной ситуации, он вынужден действовать в рамках условий, которые ему поставили западные спонсоры. Он ощущает угрозу от праворадикальных сил, которые уже митингуют на улицах Киева, или от политиков, которые на время ушли в тень, вроде Юлии Тимошенко, или от представителей олигархических групп, вроде Олега Ляшко. Соответственно всегда можно будет заменить Порошенко на более послушного политика.

Посмотрите на историю Южного Вьетнама. Там на протяжении всей истории президенты менялись от политиков-католиков европейского образца вроде Диемо до генералов, которые представляли собой военную хунту. Но все они были партнерами США в юго-восточной Азии. На Украине точно так же, просто, при определенных условиях место Порошенко может занять какой-нибудь Семен Семенченко.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка