7 мая, вторник

У новых российских чиновников есть доля патриотизма

31 октября 2013 / 20:31
доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы МИГСУ РАНХиГС, кандидат юридических наук

Наши чиновники – нормальные люди, они уважают страну, в которой живут и работают.

Видите ли вы изменения в качестве абитуриентов за последние 5-10 лет?

Если брать более длинный временной отрезок, скажем, со времен СССР, то абитуриенты стали значительно хуже подготовлены. Некоторые элементарно не знают годы Великой Отечественной войны. Дети стали хуже наделены знаниями, в СССР учили лучше. И это вам скажет любой преподаватель: с каждым годом качество школьного образования становится все хуже и хуже.

А в чем причина?

Детей натаскивают на сдачу ЕГЭ, реально не учат. ЕГЭ – это тест и на него детей натаскивают. Понятно, почему так делается. Результаты ЕГЭ – это, в том числе, оценка деятельности губернатора региона, школы, директора, преподавателей. Следовательно, учителя не заботятся о качестве знаний, их больше тревожит успешная сдача ЕГЭ их учениками и не более того. Конечно, есть отдельные яркие личности, но если брать в целом, уровень абитуриентов стал значительно ниже, чем раньше.

Меняется ли половой состав абитуриентов?

У нас в Академии примерно 50 на 50: половину юношей и половину девушек.

Меняются ли их ожидания от учебы? Чего абитуриенты хотят добиться по окончании вуза?

Специфика факультета МИГСУ Академии заключается в том, что мы готовим будущих чиновников. Поэтому те, кто к нам приходят учиться, хотят сделать карьеру чиновника. Но когда первокурсникам задаешь вопрос: «Где бы вы хотели реализовать свои знания?» Спрашиваешь: «Вы хотели бы уехать за границу и работать там?» Процентов 70% в аудитории тянут руку вверх.

В чем же причина? На последнем курсе столько же ребят хотят уехать?

Думаю, что к завершению учебы у некоторых поменяется к этому отношение. Просто первокурсники еще немного наивны. Они успели побывать с родителями в туристических поездках за рубежом, но отдыхать и работать – это разные вещи. Я им объясняю, что если туда поехать работать вся эта заграница повернется к вам спиной. Там люди вкалывают, а наши студенты там будут в любом случае иностранцами. И им придется вкалывать вдвойне. В результате, над этим студенты начинают задумываться. Понятно, что мало кто из студентов уедет жить и работать за границу. Но первые впечатления у них – там все хорошо, а у нас не очень.

Каждый год в вузах меняются учебные программы. По-вашему, на чем стоит сделать больший упор? Что бы вы лично изменили в плане обучения?

Нужно, чтобы как можно больше было преподавателей-практиков, которые могли бы вести знания, приближенные к реальной жизни. Очень много дается знаний, которые вряд ли пригодятся студентам в практической деятельности.

А как вы оцениваете перспективы на рынке труда учащихся по программам госслужбы?

Все студенты устраиваются. Я не знаю ни одного, кто бы по окончании Академии пошел бы работать, условно говоря, на рынок. Безусловно, востребованность есть. Конечно, далеко не все устраиваются по специальности. Но такая картина характерна для многих, почти всех вузов. Многие учебные заведения выпускают управленцев, но часто места эти заняты. Но, тем не менее, все устраиваются.

Есть утверждение, что за последние несколько лет появилось новое поколение государственных менеджеров - носителей европейской этики госслужбы. Условно говоря, уходит советский чиновник в сером костюме, а ему на смену приходит европейский тип. Корректно ли так говорить?

Думаю, что корректно. Меняются поколения, приходят молодые люди, воспитанные на Интернете и так далее. Конечно, чиновник меняется. В любом случае, могу сказать, что люди принципиально изменились, но работа на каждого накладывает свой отпечаток. В результате он становится все равно чиновником, хотя уже и более современным и продвинутым. Но все эти чиновничьи замашки у них появляются довольно быстро, когда они начинают работать.

А уместно ли говорить, что новый российский чиновник ориентирован, в том числе, и на служение своему Отечеству, а не только на личную карьеру?

Думаю, что у новых российских чиновников есть доля патриотизма. Уж не знаю, у кого в какой мере, у всех она разная, но эта доля есть.

Я считаю, что за последнее время стало больше патриотов России.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика