29 марта, пятница

Сам пример голосования, который был организован - это очень позитивный опыт

29 мая 2014 / 03:02
глава рабочей группы Общественной палаты РФ по контролю за избирательным процессом, политолог

Есть и целый ряд вопросов к процедуре, но он выносится за скобки самой системой электронной демократии.

Как вы считаете, каковы перспективы развития электронного голосования в России?

То, что много лет назад делали люди, скажем, письменно, сейчас они делают с помощью тех средств, которые позволяет им технический прогресс. Перспектива использования технического прогресса, в том числе, и использование интернета для голосования, просто, не имеет никаких других альтернатив. Вопрос в том, раньше или поздно: через 5, 10, 15 лет – все равно это будет использовано.

На мой взгляд, голосование в той системе, которая была использована во время выборов третьей части Общественной палаты, в технической части себя показало в наилучшем свете. Не было никаких сбоев, большое количество людей, достаточно быстро приходят подтверждения, нет никаких ошибок. Действует достаточно ясная, логичная процедура: сначала идентификация человека, но при этом соблюдена тайна голосования, потому что у госструктур нет возможности установить, кто за кого голосовал.

Есть и целый ряд вопросов к процедуре, но он выносится за скобки самой примененной системой электронной демократии. Государство способно обеспечить лишь прозрачность самой процедуры голосования, точности подсчета, что и было сделано. Но если, предположим, на выборы идет руководитель сети магазинов и так или иначе каждый из продавцов в этой сети получает настойчивую разнарядку проголосовать за какого-то конкретного человека, со стороны государства проконтролировать это практически невозможно.

Такого рода вещи должны решаться за счет этических норм, кодексов.

По нашей информации, как раз такой кодекс сейчас готовится.

Совершенно верно. Я был сегодня на заседании рабочей группы в Общественной палате. [Глава рабочей группы] Владислав Гриб поднимал вопрос о создании такого кодекса. Потому что государство не может проконтролировать все элементы голосования.

На мой взгляд, создавать детально прописанный документ по процедуре электронного голосования, как существует по процедуре обычного голосования, преждевременно, поскольку мы его пока не используем в полном формате. Но сам пример голосования, который был организован - это очень позитивный опыт, хотя в нем и есть моменты, которые нас наводят на мысль, что что-то надо менять или дополнять.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка