2 мая, четверг

«Русскоязычный поэт Окуджава» - это интересно звучит

16 сентября 2013 / 18:15
писатель

С ельцинской «независимости», а затем с его фразы «Берите столько суверенитета, сколько унесете», начался распад единой идентичности.

После того, как Россия попыталась выйти из юрисдикции Советского Союза еще только частично и уравняла себя с другими республиками де-юре - сейчас этот праздник в июне называется «День независимости России», и народ спрашивает, что это такое - начался раскол общей групповой идентичности бывших советских граждан. Приблизительно в 1974 году Леонид Ильич Брежнев прочитал в написанной для него речи о том, что у нас сформировалась новая общность людей – советский народ. Самое интересное, что эта общность в основном действительно сформировалась. Здесь надо понимать простую вещь. Любая империя, - а империи – это более или менее крупные государства, состоящие из разных народов, которые принадлежат к разным культурам, но живут на собственных территориях, - находится в динамическом равновесии двух сил: центробежной, стремящейся все втянуть в эту империю и центростремительной, когда все народы стремятся разбежаться и зажить самостоятельно и независимо.

Вот с ельцинской «независимости», а затем с его фразы «Берите столько суверенитета, сколько унесете», начался распад единой идентичности. Русские стали говорить «Мы русские», а поскольку было много нерусских, возникло слово «россияне и русскоязычные»: русскоязычный художник Левитан, русскоязычный поэт Окуджава, русскоязычный писатель Эренбург и т.д. Это, безусловно, интересно звучит. Эта расколотая национальная идентичность и по сегодня не восстановилась. Тем более, что на западе она стиралась насильственным государственным образом. В так называемых цивилизованных странах давно объявлено, что идентичность – только по гражданству. Национальность, культура, этническое происхождение никакого значения не имеют – мы все англичане, французы, немцы. Таким образом, негр с Ямайки получает английское гражданство и называется англичанином. Интересно, называется ли англичанин, получивший гражданство Китая – китайцем? Когда китаец получает гражданство США, он гордо заявляет «Я – американец!» Эта игра идет в одну сторону. Все хотят быть гражданами цивилизованных стран. Этот абсолютный раскол общей идентичности сегодня и имеет место.

А поскольку у нас давно произошло отчуждение власти от народа, в последние годы мы наблюдаем интереснейшее явление, которого не было с начала 80-х, а именно: граждане не отождествляют себя с государством, правительством и политической линией Кремля, более того - они полагают эту линию в чем-то себе враждебной, ибо правительство и его друзья живут очень хорошо, а они, граждане, на их взгляд, живут плохо, и когда какого-нибудь чиновника снимают или, тем паче, сажают, граждане сильно радуются. Более того, когда следует провал какого-то государственного начинания, граждане злорадствуют, ибо они этот провал отождествляют не с собой, а со своим государством, которое делается им все более чуждым. Вот что мне представляется наиболее характерными чертами изменения групповой идентичности граждан в последние 20 лет.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика