26 апреля, пятница

Российская дипломатия в последнее время показывает восходящий тренд

01 октября 2014 / 21:28
руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН

Председательство в G8 – это всегда шанс укрепить позиции страны в мировом масштабе.

Председательство в G8 – это всегда шанс укрепить позиции страны в мировом масштабе и этим шансом нужно воспользоваться. В любом случае председательство в таком, пусть и неформальном, но объединяющем ведущие державы клубе, - это возможность что-то сделать. Насколько эту возможность удастся реализовать – пока вопрос. Помимо мастерства нашей дипломатии здесь могут присутствовать и случайные, ситуативные факторы мировой повестки. В начале года трудно сказать, что нас ждет в течение самого этого года, с какими вызовами придется столкнуться.

Да, российская дипломатия в последнее время показывает восходящий тренд. Она адекватно и успешно для страны реагирует на неожиданные обострения. Если этот тренд удастся продолжить и в рамках G8, то, действительно, можно ожидать укрепления наших позиций.

Есть и еще один важный момент. Безопасность в мире была в большей степени нашим коньком, нежели экономические вопросы. Тем не менее, несмотря на то, что экономические вопросы являются в большей степени прерогативой G20, пренебрегать экономикой нельзя. Мы все знаем, что в экономику у нас есть проблемы и заинтересовать наших партнеров по G8 экономической повесткой намного сложнее. Удастся ли это сделать благодаря тому, что Россия председательствует в «восьмерке» - это большой вызов. Но если это все же удастся сделать – это будет неплохим прорывом.

Если же говорить  о ретроспективе участия России в этой организации, то роль нашей страны в этой организации то укреплялась, но снижалась. В какой-то момент, действительно казалось, что мы становимся полноценным членом «восьмерки», далее, в 2000-е годы произошел откат наших позиций. Причем очень спорный вопрос, связанны с G20 и с клубом БРИКС, поскольку и та и другая организации отчасти противоречат укреплению наших позиций в G8. Есть такая точка зрения (не скажу, что я ее сторонник, но рациональное зерно в ней есть), что концепцию БРИКС во многом продвигают вперед те же США, которые не противятся укреплению этого клуба, чтобы «выкинуть» и G8 Россию и сделать все, чтобы развивающиеся страны в перспективе не попали в G8. Понятно, что это спорная трактовка, но, как говориться, нет дыма без огня.

Наш вклад в формат G8 в том числе заключается в том, что «восьмерка» стала рассматривать гуманитарные и политические мировые проблемы, отдав экономику G20. Но это не очень радовало наших партнеров. Поэтому с начала 2000-х годов мы теряли свои позиции, поскольку вопросы экономики превалировали, а мы там были не на первых ролях. Когда же начался мировой кризис, наши партнеры продемонстрировали, что у них не все так уж хорошо в экономике. И поэтому России стоит участвовать во всех трех форматах: G8, G20, БРИКС, не говоря о традиционных – Совете безопасности ООН, где мы постоянные члены.

От того, насколько будет сбалансировано участие России во всех этих форматах, будет зависеть, сможем  ли мы увеличить свою роль в «восьмерке».
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика