21 ноября, четверг

Россия показывает, что помимо Запада у нее есть пул весомых партнеров на энергорынке

18 июля 2014 / 00:48
руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Активное участие «Роснефти» в бразильском проекте Солимойнс – это первый шаг к экспансии на континенте.

Владимир Путин заявил о необходимости для стран БРИКС сотрудничать в сфере добычи и реализации полезных ископаемых, коими страны «пятерки» обладают в объемах от 30 до 60% от мировых запасов. Это попытка создать аналог ОПЕК?

Это не аналог ОПЕК, которые, прежде всего, представляет добытчиков. Это картель производителей нефти и экспортеров. Наших партнеров по БРИКС к таковым отнести нельзя. Поэтому этого несколько иного содержания организация. Она должна противостоять пропаганде Международного энергетического агентства. Ее задача – это аналитика, создание фундаментальных, неангажированных документов о тенденциях на рынке нефти и газа.

Существующие ныне международные организации выдерживают провашингтонскую позицию, ведут пропаганду сланцевого газа, занижают роль и влияние России в энергетике. А здесь будет объективная оценка с позиций развития российского энергетического комплекса.

Плюс на форуме был разговор о создании банка топлива. Но это больше пока наработка и стратегический посыл. Пока не ясно, в каком виде он будет существовать, как будет пополняться, как будут существовать запасы.

То есть,  два аспекта: закладка идеологического фундамента по резерву топлива и второе – создание документов, которые позволят объективно оценить роль России на мировых рынках.

А почему именно сейчас был поднят этот разговор? Прежде партнеры по БРИКС обсуждали преимущественно совершенно другие сферы сотрудничества.

Вектор энергетического развития Россия с абсолютно европейского уходит в Азию, на Восток и даже на южноамериканский континент. Это диверсификация энергетической стратегии, ответ на вызовы европейцев, которые препятствуют нашим энергетическим проектам. В частности, проекту «Газпрома» «Южный поток», не открывают полностью двери для «Северного потока», не разрешают строительство сухопутного потока «Опал». Это ответные меры на такую политику. Россия показывает, что помимо Запада у нее есть пул весомых партнеров с т.з. энергетического взаимодействия.

«Роснефть» увеличила свою долю в бразильском проекте Солимойнс до 51% и сейчас рассчитывает начать продажу газа местным потребителям через сети компании-партнера. Это можно расценивать как начало экспорта услуг по добыче?

Это хороший, позитивный проект. Это тестовый проект, о стратегическом присутствии на континенте говорить пока рано, но первый шаг  - всегда победа.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика