При наличии институциональных стимулов партии будут вынуждены, если они хотят участвовать в выборах более высокого уровня, идти на выборы в МСУ.
В результате деполитизации МСУ, которая предлагается реформой, не лишатся ли города политического дискурса? Ведь борьба на выборах, по сути, сведется к вопросам ЖКХ? Будут ли востребованы вообще партии на уровне МСУ? Зачем тогда нужны выборы по партийным спискам в МСУ?
На выборах низшего уровня МСУ – в городских районах или на уровне городских поселений – скорее всего, никаких партийных списков быть не должно, потому что там важен фактор личного знакомства избирателей с депутатом и представительства конкретной территории. Я затрудняюсь сказать, могут ли быть на уровне МСУ политические различия между КПРФ и «Единой Россией», ЛДПР и «Справедливой Россией». Те вопросы, которые решает нишевая власть, они решаются не в политической парадигме.
Но при этом реформа отнюдь не препятствует работе партий на низовом уровне. На этой неделе Госдума будет рассматривать во втором чтении законопроект о квалификационных требованиях к партиям для участия в выборах законодательных собраний. Одним из условий допуска является наличие у той или иной партии своего депутата муниципального уровня. При наличии таких институциональных стимулов партии будут вынуждены, если они хотят участвовать в выборах более высокого уровня, идти на выборы в МСУ.
Сейчас большая часть кандидатов на муниципальные выборы идут как самовыдвиженцы или от «Единой России». А такого, чтобы на уровне поселка в выборах участвовали сразу 4 партии или больше – такого практически не бывает. Это связано с тем, что многие партии не хотят работать на муниципальном уровне. Зато на выборах регионального уровня в бюллетене сразу по 20 наименований партий.