«Манифеста» образовалась в один день с провозглашением Евросоюза и служит мобилизации творческих сил для пропаганды ценностей толерантности.
Все, кто хотел сделать себе на этом пиар, от «Манифесты» уже отказались, приглашали их или нет. Например, группа профессиональных леваков «Что делать?». Но для этого контингента характерно подменять эстетическую позицию антигражданским долгом. Искусству это, конечно, во вред, но «Манифеста» мероприятие серьезное и не рухнет от дешевых провокаций (это слова Кспера Кенига). Большинство художников относятся к «Манифесте» вполне спокойно и следуют взвешенной позиции Пиотровского с Озерковым.
Что касается «Манифесты» как культурной институции, с одной стороны это, безусловно, интервенция чужой культуры. «Манифеста» образовалась в один день с провозглашением Евросоюза и служит мобилизации молодых творческих сил для пропаганды культурных ценностей толерантности, мира и дружбы на Земле, как они это понимают. С другой стороны, «Манифеста» все-таки проводится в Эрмитаже под чутким руководством Дмитрия Озеркова, и у принимающей стороны есть право вето на любые неадекватные «высказывания». Манифестаций в Главном Штабе не будет.
За всем этим бойкотом и истерикой наноколонны, профессионально закрывающей глаза на реальность, не нужно забывать, что «Манифеста» все-таки очень крупная панъевропейская выставка и для Петербурга принять ее - большая удача и большое испытание. Надо надеяться, что стоимость проведения «Манифесты» окажется соразмерна ее культурной значимости. Это и будет испытанием для Х «Манифесты» - стать значимым событием в стране, которая равнодушна к нетрадиционным ценностям мультикультурализма.