25 апреля, четверг

Приход Марины Лошак в музей Пушкина позволит ему сделать шаг вперед

07 февраля 2013 / 19:13
заместитель директора по научной деятельности ГМИИ имени Пушкина

В музее появится больше зарубежных художников более приближенного к нам времени.

Наше музейное сообщество впервые было включено в мировой художественный контекст, благодаря первым международным выставкам, которые как раз интенсифицировались с приходом Антоновой в руководство музея – в 1960-е и особенно в 1970-1980 годы. Это такие выставки как «Москва-Париж», «Москва-Берлин», «Россия-Италия», монографичеческие выставки крупнейших западных мастеров от классиков эпохи Возрождения и XVIII века до Дали, Пикассао, Матисса, современного искусства. Большое количество международных выставок и музеев, принимавших участие в партнерстве и довольно сложных взаимодействиях – все это заслуга Антоновой, до нее такого никогда не было. Даже Эрмитаж не так активно вывозил свои выставки. Уже после успешных показов выставки стали распределяться также по Русскому музею и Эрмитажу. Но, например, «Мона Лиза» приехала только в Москву. Уникальный в истории визит Джоконды в Москву – одна из заслуг Антоновой.

Можно приводить еще какие-то примеры, но главная заслуга Антоновой – это новый формат выставок. На самом деле – множество разнообразных форматов было реализовано в те 50 лет, которые Антонова возглавляет музей.

О Марине Лошак я тоже могу сказать только хорошие слова. Ее деятельность хорошо известна. Она возглавляла Московский центр искусств, где были выдающиеся выставки не только из частных коллекций, но и из музеев. Она руководила галереей «Проун» на «Винзаводе». Потом была большая затея с центром «Столица» с двумя Манежами и т.д., «Рабочий и колхозница». Было несколько очень удачных экспериментов с выставками, с созданием локальных музеев: авторской книги, дизайна, видеоискусства. Вообще говоря, это человек, который очень широко видит новейшие тенденции в музейном и выставочном деле.

Я надеюсь, что приход Марины Лошак в музей Пушкина позволит ему расширить свой диапазон, сохранив все самое интересное и при этом сделать какой-то шаг вперед.

Поскольку Марина Лошак хорошо знает искусство ХХ века – в Манеже она собирала современных актуальных западных художников – мне кажется, что эта деятельность теперь отчасти может быть реализована в рамках Пушкинского музея. В музее появится больше зарубежных художников более приближенного к нам времени. Я также очень надеюсь и даже почти уверен, что будут выставки, представляющие новые музейные тенденции, показывая старое и современное искусство вместе, как бы в разных контекстах, но в одном пространстве для извлечения искр нового смысла, который позволяет достигать такого рода сопоставлений. К этому всегда стремилась и Антонова. И мне кажется, Марина Лошак тоже к этому стремится. И вместе, поскольку Антонова будет сохранять пост президента и влиять на выставочную политику, им удастся добиться каких-то результатов, которые будут интересны не только высоколобым интеллектуалам, но и всей публике.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика