24 апреля, среда

Предложение об увеличении практических часов, безусловно, заслуживает внимания

13 января 2014 / 20:32
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Но заменять базовые знания практикой, учитывая всеобщую деградацию образования, было бы неправильно.

Предложение об увеличении практических часов, безусловно, заслуживает внимания. По своему опыту, а также опыту общения со знакомыми педагогами, я знаю, что практических занятий определенно недостаточно. В частности, на историческом факультете МГУ на практику уделялось всего лишь два занятия в неделю на предпоследнем семестре, чего было явно не достаточно.

Тем не менее, заменять базовые знания практикой, учитывая всеобщую деградацию как высшего образования в целом, так и педагогического образования в частности, было бы неправильно.

Мне кажется, что вместо того, чтобы пойти по пути дальнейшего отказа от классического образования, Минобрнауки стоило бы наоборот подумать об удлинении срока обучения не только преподавателей, но и других студентов, совместив это с увеличением практических занятий. Также министрам следует задуматься и в целом о том, почему возникают проблемы у приходящих в классы молодых преподавателей.

Сегодняшняя ситуация в школах образовалась по двум причинам.

Во-первых, это переход на подушевое финансирование, превративший школу в коммерческое предприятие. Сейчас, чтобы получать максимальную зарплату, преподаватель вынужден набирать по максимуму учеников в класс.

Во-вторых, мы сейчас переживаем настоящий всплеск рождаемости, связанный с тем, что сейчас в фертильный возраст вошло поколение «восьмидесятников», и с этим связано максимальное число детей в классах. Две эти тенденции наслоились одна на другую и в результате мы имеем сейчас ситуацию, при которой один человек отвечает за класс, в котором учатся 25-35 детей. Посменное обучение в московских и подмосковных школах в последнее время не приветствуется, и в результате преподаватель физически не может обеспечить своим вниманием такое количество детей.

По этим причинам возникают две базовые проблемы нынешнего его школьного образования: недостаточное качество образования каждого отдельно взятого ученика, поскольку учитель не может уделить внимания всем и проблемы поведенческого характера. Стоит также отметить, что в школы пришли ещё и дети мигрантов, которые недостаточно социализированы. Им не хватает даже банального знания русского языка. Отношение к этим детям в школьном социуме достаточно негативное, что обусловлено в целом негативным отношением всего нашего общества как к легальным, так и к нелегальным мигрантам. 

Также дестабилизируют атмосферу в классах дети выходцев с Северокавказских республик. Не стоит думать, что они чем-то хуже большинства «коренных»  школьников. Жестокое и порою хамское поведение характерно практически для всех детей, но дети из этих регионов зачастую склонны объединяться в землячества и, пользуясь своей сплоченностью, создавать отношения близкие к неуставным в армии, и это не может не ухудшать обстановку в классах. Учитель, вне зависимости от того, молодой он или старый, с этими проблемами справиться не может.

Для того, чтобы сделать первый шаг к улучшению ситуации, мы должны усилить классическое образование студентов педагогов и должным образом обеспечить воспитание детей в школах. Не только учитель, но и внешкольные организации, и сами ученики должны участвовать в воспитании школьников. Это тот краеугольный камень, без которого мы не сможем двигаться дальше.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика