Но заменять базовые знания практикой, учитывая всеобщую деградацию образования, было бы неправильно.
Предложение об увеличении практических часов, безусловно, заслуживает внимания. По своему опыту, а также опыту общения со знакомыми педагогами, я знаю, что практических занятий определенно недостаточно. В частности, на историческом факультете МГУ на практику уделялось всего лишь два занятия в неделю на предпоследнем семестре, чего было явно не достаточно.
Тем не менее, заменять базовые знания практикой, учитывая всеобщую деградацию как высшего образования в целом, так и педагогического образования в частности, было бы неправильно.
Мне кажется, что вместо того, чтобы пойти по пути дальнейшего отказа от классического образования, Минобрнауки стоило бы наоборот подумать об удлинении срока обучения не только преподавателей, но и других студентов, совместив это с увеличением практических занятий. Также министрам следует задуматься и в целом о том, почему возникают проблемы у приходящих в классы молодых преподавателей.
Сегодняшняя ситуация в школах образовалась по двум причинам.
Во-первых, это переход на подушевое финансирование, превративший школу в коммерческое предприятие. Сейчас, чтобы получать максимальную зарплату, преподаватель вынужден набирать по максимуму учеников в класс.
Во-вторых, мы сейчас переживаем настоящий всплеск рождаемости, связанный с тем, что сейчас в фертильный возраст вошло поколение «восьмидесятников», и с этим связано максимальное число детей в классах. Две эти тенденции наслоились одна на другую и в результате мы имеем сейчас ситуацию, при которой один человек отвечает за класс, в котором учатся 25-35 детей. Посменное обучение в московских и подмосковных школах в последнее время не приветствуется, и в результате преподаватель физически не может обеспечить своим вниманием такое количество детей.
По этим причинам возникают две базовые проблемы нынешнего его школьного образования: недостаточное качество образования каждого отдельно взятого ученика, поскольку учитель не может уделить внимания всем и проблемы поведенческого характера. Стоит также отметить, что в школы пришли ещё и дети мигрантов, которые недостаточно социализированы. Им не хватает даже банального знания русского языка. Отношение к этим детям в школьном социуме достаточно негативное, что обусловлено в целом негативным отношением всего нашего общества как к легальным, так и к нелегальным мигрантам.
Также дестабилизируют атмосферу в классах дети выходцев с Северокавказских республик. Не стоит думать, что они чем-то хуже большинства «коренных» школьников. Жестокое и порою хамское поведение характерно практически для всех детей, но дети из этих регионов зачастую склонны объединяться в землячества и, пользуясь своей сплоченностью, создавать отношения близкие к неуставным в армии, и это не может не ухудшать обстановку в классах. Учитель, вне зависимости от того, молодой он или старый, с этими проблемами справиться не может.
Для того, чтобы сделать первый шаг к улучшению ситуации, мы должны усилить классическое образование студентов педагогов и должным образом обеспечить воспитание детей в школах. Не только учитель, но и внешкольные организации, и сами ученики должны участвовать в воспитании школьников. Это тот краеугольный камень, без которого мы не сможем двигаться дальше.