Некоторые элитные сорта сыров из Франции, Германии и Италии мы заменить в принципе не сможем, потому что это эксклюзивный продукт.
Можно ли делать какие-то выводы о будущем российского молочного рынка попрошествии некоторого времени с момента введения санкций?
Потери существенные. Больше всего по сырам и сливочному маслу. Некоторые элитные сорта сыров из Франции, Германии и Италии мы заменить в принципе не сможем, потому что это эксклюзивный продукт, и никто другой его не предлагает. Впрочем, на рынке есть менее популярные, но аналогичные продукты.
С традиционными продуктами все гораздо проще. У нас есть Белоруссия, которая заявляет, что готова увеличить объемы поставок, чтобы компенсировать часть потерь. Есть страны Латинской Америки, которые в последние годы активно наращивали поставки к нам. Есть еще новая Зеландия, которая, правда, находится под временными ограничениями из-за несоответствия качества, но все надеются, что эти ограничения к концу года будут сняты.
А цены и качество замещенных продуктов останутся на прежнем уровне?
По поводу качества они точно будут аналогичными, потому что у нас действуют стандарты: во-первых, мировые стандарты, во-вторых, стандарты Роспотребнадзора и Россельхознадзора, которые не пропустят продукцию ненадлежащего качества. По вкусовым свойствам тут должны оценивать потребители.
А по ценам продукция из Латинской Америки будет несколько дороже, чем из Европы. Это связано с дальностью поставок. Но цена этой продукции, судя по данным мониторинга, практически не отличается от цен, по которым мы закупали их, скажем, в Австралии. В итоге разница цен будет несущественна по сравнению с ценами в странах, откуда мы запретили поставки.
Да, некоторые российские и белорусские производители, пользуясь паническими настроениями, подняли цены. Но последние 4-5 месяцев спрос на рынке на такую продукцию был и так слабым, потому что уже около года цены по разным причинам держатся на весьма высоком уровне, и потребители в принципе не готовы закупаться по такой цене. Так что эти панические повышения будут носить временный характер, потому что потребитель просто не сможет покупать в два раза дороже.