Хотя какие-то кредиты Украина получит, но радикальным образом ситуации на территории страны это не изменит.
Как вы полагаете, реально, на какие объемы финансовой помощи может рассчитывать Украина? Ведутся разговоры о достаточно крупных заимствованиях.
Разговоры будут вестись еще долго, а обещать Украине будут гораздо больше, чем дадут реально. Это очевидно. Хотя какие-то кредиты она получит, но радикальным образом ситуации на территории страны это не изменит. В конечном счете, все будет определяться двумя факторами. Во-первых, насколько быстро удастся добиться внутриполитической стабильности. Тут вопрос не только в выборах, но и решении вопроса об общности формата жизни Запада и Востока страны. Скорее всего, единственный вариант тут федерализация страны.
Во-вторых, это структурные реформы и совершенствование модели экономического развития страны. Не секрет, что там и коррупция, и олигархические группы, и ненормальные взаимоотношения власти и бизнеса. От того, что кто-то из внешних игроков даст Украине лишний миллиард долларов и при этом там не будут преодолены все проблемы, к сожалению, очевидно, что ничего там не изменится.
Очень большой вопрос – какова судьба российского бизнеса на Украине. Периодически слышны очень плохие с точки зрения инвестиционного климата заявления о том, что Украина не исключает возможности украсть несколько миллиардов долларов российских активов (речь о возможной национализации активов российских предприятий на территории Украины – ред.). Они, теоретически, могут это сделать и в ближней перспективе, это даже даст им эффект, но в долгосрочной перспективе это приведет к краху страны.
Способна Европа в разумные сроки компенсировать рыночные потери Украины из-за ухудшения экономических связей с Россией?
Нет. И это, по-моему, все прекрасно понимают, но, подчас, за политической риторикой это не афишируют.