22 ноября, пятница

Писателей вообще нельзя собирать вместе

24 ноября 2013 / 02:16

Все сборища писателей, которые я видел до этого, заканчивались тем, что у президента – того-другого-третьего – просили деньги.

Как вы оцениваете инициативы, подобные Российскому литературному собранию?

Писателей вообще нельзя собирать вместе. Тысяча человек – это какая-то грандиозная цифра. Собрали бы двух человек, из которых один отражает одно поколение, другой – второе. Я и ста писателей в России не назову. Да что там, даже и двадцати не назову. Крайне странной мне кажется идея позвать потомков русских классиков. Какое отношение потомки имеют к своим гениальным предкам? Какое это отношение имеет к писательству? Многие из потомков великих были ничтожествами, что с того? Что могут дать писателям все эти люди? Что писатели могут дать им? Я не могу понять сверхидеи этого мероприятия. Возникает вопрос «Зачем?»

А есть ли какие-то конкретные проблемы литературного процесса в России, которые могут быть решены с помощью государства?

Государство занимается литературным процессом слишком топорно. Заниматься литературным процессом означает давать возможность молодым писателям расти и вырастать, а не уходить из профессии. Это гранты, учеба и прочее. В Советском союзе не было грантов, но процесс литературного обучения вне Литературного института был поставлен очень серьезно. Была масса людей, которые хотели не «учить», а помогать молодым людям стать писателями. Сейчас ничего подобного не наблюдаю. Раньше у молодых писателей была некая общность. Сейчас же каждый ощущает себя исключительно индивидуальностью. Это приводит к тому, что писатели не могут найти общий язык. Все сборища писателей, которые я видел до этого, заканчивались тем, что у президента – того-другого-третьего – просили деньги

Вы скептически оцениваете возможность реанимировать советские механизмы поддержки молодых писателей?

Думаю, здесь есть какая-то сверхзадача у государства. Идеологизировать писательскую среду, создать национальную идею, развивать патриотизм. Без писателя это сделать невозможно, будь его текст представлен в электронном виде или, скажем, в форме радиоспектакля, экранизации, сценической постановки. По мнению государства, литература должна быть иделогизирована. Так хочет наше государство. Возьмем фильм Бондарчука «Сталинград» - его сценарий попросту плохой. В мое время так плохо не писали.

А возможно ли вернуть литературе ее идеологическую функцию?

Конечно, возможно. Часть писателей за деньги готовы много чего делать. Им ведь надо жить. Им надо существовать, кормить семьи. Алексей Толстой писал что-то, и даже Булгаков писал оды Сталину. Все великие стремились занять позицию в сфере государственной идеологии, особенно когда их к этому понуждали или ставили в то положение, когда они не могли отказаться. Только достаточно сильные люди могут отказаться прийти на встречу к президенту и заявить об этом.

А вы были приглашены?

Нет. Я в этой стране писателем не считаюсь. Потому и занимаюсь другой деятельностью.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика