У любого участника профессионального общества есть соперники, конкуренты и просто недоброжелатели.
Владимир Соловьев принадлежит к числу журналистов, которые работают, используя острые журналистские приемы. Я думаю, это важная составляющая в том, как в настоящее время освещается Высшая школа экономики в сетевых СМИ прежде всего и в сети вообще. Как мне кажется, тот поворот в информационном поле, применительно к Высшей школе экономики во многом объясняется особенностями стилистики Соловьева как журналиста, который склонен ставить острые вопросы и провоцировать аудиторию, будь то телевизионная аудитория или сетевая среда.
Насколько я помню, Высшая школа экономики регулярно становится объектом критики по самым разным вопросам. И во многом это объясняется тем, что НИУ ВШЭ вышла на одну из лидерских позиций в системе вузов. Мы знаем, что эксперты высшей школы экономики привлекались при разработке различного рода программ долгосрочного развития. И как всегда в этих случаях на лидера бывают атаки, он находится под давлением.
В Высшей школе экономики работают разные люди с разными политическими пристрастиями. И здесь возникает проблема, общая для всех специалистов в области общественных наук: как сочетать экспертную, профессиональную составляющую в своей работе с гражданской позицией и политической ангажированностью? Дополнительное обстоятельство состоит в том, что НИУ ВШЭ – государственный вуз. Это обстоятельство налагает на тех, кто там работает, определеннее обязательства. Возможно, не всегда тем, кто работает в Высшей школе экономики, как и сотрудникам других российских вузов и научно-исследовательских институтов, удается адекватно сочетать в своей деятельности профессиональную и политическую составляющую. Это объективно трудно, и было трудно во все времена и во всех странах. Но такова особенность той профессии, которую избрали эти люди. На мой взгляд, отдельные преподаватели и сотрудники Высшей школы экономики не всегда успешно справляются с этой задачей.
В целом, я думаю, что эта атака закончится, как и любая другая. Но ее не стоит просто списывать на происки каких-то сил, которые действуют против «Вышки». Хотя у любого участника любого профессионального общества и, тем более, у Высшей школы экономики конечно же есть соперники, конкуренты и просто недоброжелатели. Мне кажется, что каждый раз, когда сотрудникам и, тем более, руководству Высшей школы экономики приходится соизмерять профессиональную составляющую со своими политическими предпочтениями, они должны иметь в виду все эти обстоятельства. Они не должны забывать том, что «Вышка» на виду, с «Вышки» особый спрос, и стараться максимально отделять в своей работе профессиональную составляющую от политической.
Партийной политической составляющей не должно быть места в вузах, тем более, в государственных. Насколько я помню, несколько лет назад, когда в Москве впервые начались шествия несистемной оппозиции, в Высшей школе экономики специально были проведены собрания со студентами, на которых преподаватели (а я тогда был в их числе) объясняли студентам риски и опасности участия в несистемной неинституциональной политике, риски и опасности участия в несанкционированных уличных действиях.