Легче быть парламентарием.
По данным ВЦИОМ, среди министров-новичков практически не оказалось министров с большим рейтингом доверия россиян. Как можно объяснить, что лидерство удерживают немногочисленные члены предыдущей команды?
Они дольше на слуху, больше людям известны, они находятся на ключевых базовых позициях, замкнутых на президента. Это оборона, МИД, ВПК.
Названные министры (Шойгу, Лавров, Козак, Мутко – ред.) находятся на ключевых должностях, и все время на виду.
Шойгу – по понятным причинам, еще с тех пор, когда он возглавлял МЧС.
С Лавровым тоже понятно – он вместе с президентом отстаивает позиции России. Решения по Сирии – это заслуга президента, но не его одного, а вместе с МИДом.
С Мутко несколько странно, [что он получил высокие оценки]. Он много подвергался критике. Но сейчас, наверно, набрал в связи с с приближением Олимпиады. Козак – это, естественно, Олимпиада. Он постоянно на слуху, ей занимается. Люди о нем знают.
Рогозина тоже сложно назвать новым министром. Он человек из старой обоймы. Сейчас проводится много работы вокруг ВПК, у нас в стране очень много оборонных предприятий и, естественно, граждане это понимают (Рогозин курирует в кабмине ВПК – ред.).
Что касается министров из новой команды. Где-то идет реформа, как, например, сейчас в сфере образования. И министр Дмитрий Ливанов, даже после Андрея Фурсенко, ставшего притчей во языцех, пока людей не устраивает своими преобразованиями и оценивается как бы со знаком минус. Хотя делается и много хорошего, например, возврат в экзамены сочинений и пр.
Кроме того, новым министрам достались непопулярные в народе должности.
Спросите у людей, кто такой Силуанов? Если бы опрос был открытым, люди бы его просто не вспомнили. Министр финансов по определению от народа далек и не интересен.
Как вы считаете, партии на сегодня вообще готовы участвовать в формировании состава правительства?
Я думаю, нет, потому что они не готовы нести ответственность. Правительство – это принятие решений и несение ответственности за них. В нашей современной политической культуре такого, к сожалению, нет. Вот взять Шойгу. Он доказал, что он может исполнять поручения президента. Он ответственный. В публичной политике сейчас таких мало.
Партии не готовы нести ответственность за решения правительства. Легче быть парламентарием.
То есть, вопрос не столько в том, есть или нет люди на правительственные должности, а в нежелании самих партий заниматься этой работой?
Да. Персоналии есть, но партийная дисциплина и этикет не позволяет идти в правительство, возглавляемое лидером партии-конкурента. Хотя были такие примеры. Член ЛДПР Сергей Калашников был министром (экс-глава Минтруда – ред.), «яблочник» Михаил Задорнов (экс-глава Минфин – ред.) были в кабмине, были и другие представители оппозиционных партий.