23 ноября, суббота

Отвергнув предложение Мурси о создании коалиционного правительства, военные поставили страну на грань гражданской войны

07 октября 2013 / 22:02
политолог, член Экспертного совета муфтиев России

Египет – одна из ключевых арабских стран и если там начнется гражданская война, то это дестабилизирует весь Ближний Восток и отразится на всех странах мира.

В Египте в результате военного переворота свергнут законно избранный президент. Пока что этот переворот реализуется по мягкому сценарию. Это не классическая хунта, военные не стали членами правительства, но суть происходящего от этого не меняется. Сегодня от сотрудничества с военными отказались и те, кто собственно свергал Мурси – либералы во главе с Эль-Барадеи и салафитская партия «Нур», которая на первом этапе тоже поддерживала отстранение Мурси.

Совершенно очевидно, что отвергнув предложение Мурси о создании коалиционного правительства, военные поставили страну на грань гражданской войны и поставили весь мир в очень сложную ситуацию. Египет – одна из ключевых арабских стран и если там начнется гражданская война, то это дестабилизирует весь Ближний Восток и отразится на всех странах мира.

Катар и Саудовская Аравия, конечно, принимают участие в египетской политике, но находятся при этом в прямой конфронтации. Катар очень щедро спонсировал «Братьев-мусульман» и режим Мурси, а Саудовская Аравия поддерживает партию «Нур» и многое из того, что делает эта партия является отражением внешнеполитической линии Эр-Рияда.

У них совершенное разное видение будущего в регионе, и это отражается на египетской политике, в частности на непоследовательной позиции партии «Нур». Если «Братья-мусульмане» говорят о «мусульманской демократии», то «Нур» выступает за строительство Халифата.

Египет является одним из крупнейших центров ислама, и даже саудовская богословская школа не может сравниться с египетской, не то, что катарская. Саудовская Аравия и Катар оказывают влияние скорее в политическом и экономическом смысле. Например, по поводу использования Суэцкого канала у этих стран разные планы. Возможно, в расхождениях по поводу тех или иных экономических проектов и лежат корни последних событий.

Экономические и социальные проблемы Египта остаются на первом месте в ряду причин революций и переворотов. В Египте - около 80 миллионов населения, треть из которого составляет молодежь. Согласно авторитетным исследованиям, в нынешнем виде египетская экономика способна прокормить не более 85 миллионов человек. Лет через 5-10 ситуация там будет напоминать суданскую, где люди испытывают банальную нехватку продовольствия.

Но существует и общее для исламского мира от Боснии до Малайзии и Пакистана стремление к восстановлению своего влияния. После развала Османской империи в условиях роста колониализма влияние исламского мира резко упало. Желание реванша у мусульман всего мира сохраняется, и, поскольку массы видят неспособность коррумпированных режимов вернуть авторитет в мире, то происходят революции. Эта проблема, конечно, быстро решена быть не может.

Если в Египте развернется полноценная гражданская война, то быстро она не закончится, и те кровожадные исламисты, которыми пугают российская пресса, окажутся поглощены ею на многие годы. Есть другая проблема – люди, которые воюют в Сирии, как на стороне оппозиции, так на стороне Асада. Они когда-нибудь вернутся в Россию и с ними могут возникнуть проблемы. Потому что даже сражающиеся за Асада критично настроены по отношению к российской власти.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика