26 апреля, пятница

Отношения ЕС и России впервые вошли в фазу достаточно резкого противостояния

01 марта 2014 / 01:47
доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России

Державы начинают переформатировать свою внешнюю политику в предвидении резкого сокращения ресурсов.

Одним из заметных итогов 2013 года стало переформатирование ближневосточного конфликта: усиление одних сторон, оттеснение других. Появилась Саудовская Аравия как отдельный участник, который отчасти оппонирует США. Несколько осложнились отношения Израиля и США. Следовательно, намечается противоестественный союз Израиля с саудитами, о котором уже осторожно начинают говорить. Россия проявила себя как активный игрок в Сирии. То есть сирийский сюжет довольно важен.

Также важен сюжет, связанный с последними событиями вокруг Украины. Они осложнили отношения ЕС и России. «Восточное партнерство», которое задумывалось как развитие интеграционных процессов стран постсоветского пространства в сторону Европы, отчасти достигло своей цели в виде приближения к ЕС Молдовы и Грузии. Но одновременно этот процесс поставил вопрос: до какого момента интеграционный посыл может развиваться без того, чтобы войти в резкий конфликт с интересами России. Случаи Украины и Армении показали, что определенный предел уже достигнут. Вне зависимости от того, что будет с украинским государством и его внешнеполитической ориентацией, мы видим как отношения ЕС и России впервые вошли в фазу достаточно резкого противостояния.

Никогда по другим вопросам такого противостояния не возникало. Стало очевидно, что в 2014 году не будет подписано соглашение о безвизовом режиме между Россией и ЕС. А ведь довольно давно шли разговоры, что оно почти подготовлено. Но как только разразился украинский кризис, российской стороной, которая, видимо, получила информацию от европейской, было заявлено о том, что никакого соглашения в 2014 году подписано не будет.

Я также обратил бы внимание на то, что происходит на Дальнем Востоке. В новую фазу перешел латентный, но постепенно нарастающий конфликт между Китаем и его соседями. Когда Китай расширил зону опознавания своего ПВО и включил в нее спорные с Южной Кореей, Японией и другими странами региона территории. Как только это было сделано, американские бомбардировщики пролетели через эту зону опознавания, демонстративно не реагируя на сигналы. Впервые за многие годы США отчетливо позиционировали себя на стороне противников Китая, в первую очередь на стороне Японии. Речь идет о некоторой эскалации этого затяжного конфликта.

Нужно сказать, что несколько обострилась ситуация в Заполярье. Претензии держав на контроль над Арктикой стали более предметными. Впервые в истории по Северному морскому пути прошел китайский ледокол. Непосредственно после этого Россия приняла решение о восстановлении в Заполярье своих военных баз и возвращении армии в этот регион (нельзя утверждать, что это решение непосредственно связано с тем эпизодом, но нужно учитывать общий контекст).

Канадцы на днях заявили о претензиях на Северный полюс. Державы начинают переформатировать свою внешнюю политику в предвидении резкого сокращения ресурсов. Такие кладовые как Арктика с ее шельфом становятся дополнительными очагами напряжения.

Это феномен 2013 года.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика