19 апреля, пятница

Особенно договоренностей в Минске не было достигнуто

25 декабря 2014 / 21:25
директор Центра евразийских исследований

От ЛНР и ДНР на консультации едут полномочные представители, а от Украины посылают туда Кучму с непонятно какими полномочиями.

Как вы считаете, могли ли быть заключены какие-то договоренности, которые пока не могут быть озвучены? Почему нет никаких официальных итогов?

Как я понимаю, особенно договоренностей и не было достигнуто. Опыт предыдущих аналогичных встреч говорит, что когда что-то подписывалось, то итоги сразу озвучивались. Возможно, конечно, были приняты какие-то отложенные решения.

Но тут основная проблема в том, что если от ЛНР и ДНР на консультации едут полномочные представители, то от Украины посылает туда Кучму с непонятно какими полномочиями. Кто такой Кучма в современной иерархии Украины? Против него возбуждают уголовные дела, он публичный изгой в Украине. Что он там может решить? Я думаю, что это все выглядит так: стороны — ДНР, ЛНР, представитель России, ОБСЕ — предлагают ему какие-то решения, а он говорит, что поедет в Киев доложит, посоветуется. Так что чаще всего вот эти затяжки переговорного процесса связаны с низким уровнем представительства Украины.

Чья сторона сейчас имеет больше преимуществ на переговорах?

Поигрывают все. Говорить о том, что кто-то имеет дополнительные козыри в виде блокады Крыма или блокады донецкого угля не имеет смысла. Теряют постоянно от конфликта и Украина, и Донбасс, и Россия и даже Европа. Этот кризиса по большому счету не выгоден никому. Может быть, определенные выгоды получают США, но они в этих переговорах не участвуют. Говорить, что у кого-то много козырей не приходится.

Как можно объяснить разницу в видении положения ДНР и ЛНР со стороны России и самих республик? В Москве говорят, что считают Донбасс частью Украины, в республиках настаивают на собственном суверенитете.

Позиции ДНР-ЛНР и России немного расходятся. В руководстве республик спят и видят себя в составе России. Об этом они прямо говорили, и в этом было бы решение многих вопросов для жителей ДНР и ЛНР, для их руководства. Но это не будет решением для России. Именно в этом и расхождение. В этом же расхождение было и в отношении Приднестровья.

Подобные как бы противоречия были и раньше. Например, Путин призывал не проводить референдум в Донбассе весной, а он все же был проведен. Это можно рассматривать как противоречие, и как разногласие по датам, и как тактический ход.

Скажем, Россия пока не признала ДНР и ЛНР. В свое время она также не признавала Абхазию, Южную Осетию до определенного момента. В случае с ДНР и ЛНР точки невозврата не пройдена, и у России есть возможность маневрировать.

Что касается прочих разногласий, то напомни, что Меркель в Киеве подробно озвучивала формат децентрализации Украины, который предлагает Германия. Это практически дословно то же самое, что сейчас заявил Лавров. То есть Меркель прямо сказала, что под федерализацией Украины они имеют в виду то, что на Украине называют децентрализацией. Если там будет произведена федерализация по германскому образцу, и она будет названа децентрализацией, то это устроит и Германию и Россию.

Но проблема в том, что Украина демонстрирует стремление к децентрализации, но на практике только усиливает унитарную модель управления.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика