Мантры ими изрекаются замшелые, и даже попыток шагнуть в сторону от генеральной линии – нет.
Знакомая девушка поделилась прекрасным афоризмом: «Пока жители Вилларибо наблюдали за Олимпиадой, жители Виллабаджо пялились на Майдан». И не жалко, пусть цветут все цветы, но у жителей Виллабаджо полностью атрофировалась ирония, самоирония, и любой намёк на эстетические критерии оценки. Ведь любому неангажированному наблюдателю понятно, что вооружённые молчаливые люди - это просто красиво.
Неважно, в принципе, что они делают, картинка прекрасная, по композиции всё выстроено на пять баллов. При таком эстетическом ступоре «рукопожатной» общественности понятны и этические блокировки сознания обитателей грустной деревни.
Они не понимают даже того, что ни один эрцгерцог ещё не пострадал, а страдания борцов за свободу Чехословакии никого в РФ не волнуют. Нет той Чехословакии, слил её Гавел, хотел тусоваться красиво.
Лица, долго и настойчиво пытавшиеся позиционировать себя авангардистами и постмодернистами, не в первый раз оказались где-то обочине реальности.
Не может не удивлять и то стадное чувство, которое охватило бывших свободомыслящих интеллектуалов. «Бывших» потому, что мантры ими изрекаются замшелые, и даже попыток шагнуть в сторону от генеральной линии – нет. Есть повод взгрустнуть о девяностых, когда были способны режиссёры организовать «марш пустых кастрюль» или стук шахтёрских касок на Горбатом Мосту. Время поменялось, постановщики тоже, а массовка сама по себе не знает куда приткнуться. Удивительно, но Веб 2.0, гаджеты, и сети Wi-Fi в метро – спаянный коллектив неравнодушной общественности не ускоряет, а затормаживает. Истеричные журналисты начинают говорить про «Реванш сволочей из 93-го», не подозревая, что фильм Анны Амелиной про людей из 93-го, снят уже давно и называется «Реванш».
Конечно, отсутствие отстранённости, фраз «запасаюсь попкорном», в какой-то мере должно печалить производителей фильмов, но ведь и церемония «Оскар» уже не торт. Остаётся надеяться, что новая генерация постановщиков блокбастеров сумеет использовать нынешних персонажей и лидеров протеста (уже и вовсе непойми против чего) как объект. А уж о таких операторах, осветителях и декораторах, которые снимали вежливых молчаливых людей – мечтает любой режиссёр.