3 мая, пятница

Ограничения не скажутся на нормальных потребителях

27 января 2014 / 18:38
ведущий эксперт исследовательского холдинга РОМИР

Одна из причин введения новых правил – недобросовестность ряда местных интернет-магазинов.

Рынок экспресс-доставки, рынок перевозок, трансграничная интернет-торговля – все это отдельные темы. Насколько я могу судить, объем рынка перевозок внутри страны на порядок больше объема рынка трансграничной торговли. Как связано решение DHL об уходе с российского рынка с предполагаемым снижением барьеров беспошлинных посылок, тоже не очень понятно. Насколько я понимаю, основной объем, и уж точно основное количество перевозок приходится как раз на небольшие заказы объемом 50-100-150 евро, которые не будут дальше попадать под это ограничение, если даже его введут. Что касается более крупных игроков – здесь тоже бабушка надвое сказала. Пока непонятно, как это будет реализовано.

Дьявол всегда прячется в деталях. Если будет введена пошлина 50% или 100%, то, да, наверное, это будет тяжелое испытание. Если это будет пошлина в 10%, то, может быть, она и не окажет такого уж существенного влияния. Будет ли пошлина на любые товары составлять 30% или же она будет сильно дифференцирована – пока это все неясно.

И тем более непонятно, как это отразится на перевозчиках. Какова их задача? Какая им разница, сколько составляет пошлина? Вопрос для них состоит в физических условиях перевозок. Для ритейлеров это вряд ли может быть значимым фактором.

Россияне заказывают товары либо у крупных магазинов вроде Amazon и eBay, либо на каких-то китайских ресурсах, и очевидно, что заказы из России составляют там какую-то долю процента всего объема, и даже если исчезнут вовсе – никто не расстроится. В общем, каких-то серьезных последствий в краткосрочной перспективе ожидать не стоит.

Если DHL действительно решили прекратить работу в России, скорее всего, это решение обусловлено конкуренцией с «Почтой России» и небольшими российскими перевозчиками, которые довольно активно развиваются – те отчеты, которые я видел по рынку экспресс-доставок внутри российских перевозок, показывали в предыдущие годы довольно высокие темпы роста. Конечно, они могут снизиться, но это будет связано не столько с пошлинами, сколько с общим замедлением экономической динамики, снижением потребительской активности.

Исследования РОМИРа за декабрь 2013 года показывают снижение объемов потребления по продуктам питания и товарам повседневного спроса на 5% в натуральном выражении. Такая же картина была в ноябре и октябре, то есть весь IV квартал был провальным, хотя ни о каких пошлинах речь не шла. Так что если ждать какого-то снижения или замедления, то оно будет связано с этой общеэкономической динамикой и с динамикой доходов населения, настроений потребителей, тревожных ожиданий и тому подобным.

Что касается всей этой трансграничной истории, главная опасность там состоит в администрировании.

Вопрос даже не в том, будет пошлина составлять 20% или 30% , хотя и это важно, а в том, справятся ли перевозчики, таможня, и все инстанции оформления грузов с новым порядком, не случится ли из-за этого очередного коллапса, когда посылки будут скапливаться, при том, что одни не будут знать, как их оформлять, другие – как оплачивать?

В этом плане возникает чисто логистически неприятная история. Тем, кто принимал решения и будет их реализовывать, надо привлечь к работе перевозчиков (в конце концов, на DHL свет клином не сошелся). Если позиция, приписываемая DHL, станет общей позицией всех перевозчиков, тогда стоит задуматься об изменениях в самих регламентах. Вопрос о пошлинах не касается перевозчика. Его дело физически доставить товар потребителю. Если в регламентах этот вопрос плохо проработан, стоит задуматься о том, какие изменения и улучшения в них стоило бы внести.

Потребители очень разные. Средний чек – это синтетический показатель. На нормальных частных потребителей, которые покупают себе что-то за 40, 50 или 100 долларов потенциальные ограничения не должны сказаться никак. Безусловно, все эти посылки будут оформляться и доставляться точно также, как раньше. В то же время у покупателей иностранных интернет-магазинов и раньше были проблемы. Они готовы к тому, что удачно заказанный по низкой цене продукт придется подождать какое-то время.

Тем потребителям, которые заказывают что-то в промышленных масштабах и, по сути, являются представителями или агентами тех же самых интернет-магазинов или розницы, придется искать другие схемы, а то и немножко «обеляться».

Ведь не секрет, что одна из причин введения этих мер состояла в том, что легальные интернет-торговцы довольно сильно жаловались на то, что им тяжело выдерживать конкуренцию с так называемыми серыми поставщиками, которые как бы под видом физических лиц заказывали эти мелкосерийные партии товаров, а затем продавали их в тех же своих интернет-магазинах существенно дешевле, чем в магазинах, работающих по тем правилам, которые есть, что неправильно ни с точки зрения этики, ни с точки зрения уголовного права – уклонение от уплаты налогов и тому подобное.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика