29 апреля, понедельник

Обама испугался своих конгрессменов

08 августа 2013 / 19:14
президент Института стратегических оценок и анализа

В российско-американских отношениях случился цугцванг.

Да, скорее всего, после отказа Обамы приехать в Москву мы будем наблюдать спад российско-американских отношений.

Уже много недель подряд я говорю, что пока Сноуден бродит по улицам Москвы или находится на секретной даче в пригороде, рассчитывать на то, что запланированная встреча Путина и Обамы продет в полном объеме бессмысленно. Предполагалось, что он приедет на G20 в Санкт-Петербург, а затем по личному приглашению президента Путина посетит Москву для переговоров с глазу на глаз. Но в условиях, когда Сноуден принят у нас, Обама не может приехать в Москву для переговоров, поскольку после возвращения его просто порвет Конгресс, причем обе палаты. Это политически очень деструктивно. И это очень плохо, поскольку в результаты мы не можем отдать Сноудена американцам в силу внутренних и внешних соображений, это было бы просто неприлично. Мы не можем говорить с Обамой, поскольку он не пойдет на это пока у нас «обласкан» Сноуден. А это, повторяю, очень плохо, поскольку есть целый ряд вопросов, который требует немедленного российско-американского обсуждения: проблемы ядерного разоружения, сокращения вооружений, стратегической стабильности, нераспространения ядерного оружия, война в Сирии, вывод американских войск и войск НАТО из Афганистана и целый ряд других. Эти проблемы без нашего участия полноценно разрешены быть не могут.

Вряд ли стоит говорить, что Обама использовал прецедент Сноудена для решения собственных проблем. Здесь мы имеем ситуацию, когда все ходы вынуждены и каждый последующий ухудшает предыдущую позицию.

Президент США был очень заинтересован в московских переговорах. В Америке существует аксиома: первый свой срок президент работает на переизбрание, а второй на то, с чем он войдет в историю. У Обамы как раз второй вариант. И получается, что из-за выходки одного экстравагантного молодого человека появляются очень серьезные проблемы.

Сноуден – фактор достаточно случайный. Он опасен для России, возможно, не меньше чем для Америки. Здесь стоит попытаться ответить на вопрос: а почему, собственно, США так всколыхнулись и столь жестко поставили вопрос перед Россией? Ну что Сноуден показал такого, чего мы не знали? Что современные технические средства позволяют следить за каждым человеком в отдельности на глобальном уровне? Что каждая финансовая транзакция в мире фиксируется системами радиоперехвата? Это все не новости.

Новостью могут стать мотивы, по которым Сноуден все это совершил. Он жил в Майами, по-нашему – в раю, имел семью, девушку, доход, друзей. У него все было для нормальной жизни. И его действия, возможно, признак появления нового фактора в политике. Возможно, это приход в нее поколения, выросшего в условиях Интернета и считающего, что никакие обязательства, принятые по соображениям государственной секретности, не освобождают человека от моральной ответственности по информированию своих сограждан о том, до какой степени глубоко в нашу частную жизнь лезут правительства, не имея на это никакого права. Если это так, то за Сноуденом могут последовать другие, в том числе, и в России.

Сноуден – это очень серьезная проблема. Я бы сказал, что он нанес ущерб нашей репутации и ситуация в российско-американских взаимоотношениях в какой-то степени сопоставима с вторжением советских войск в Афганистан.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика