ЦБ и Минэкономразвития имеют желание постепенно рубль обесценивать, и это объяснимо.
Стоит ли в нынешнем году ожидать серьезных курсовых колебаний? Каковы могут быть действия ЦБ?
Динамика валютных колебаний у нас такая, что превзойти какие-то критические точки очень сложно. Но на самом деле колебания плюс 5-10% - это обычное дело, по этому поводу переживать не стоит. Падение на 30%, как этой было зимой 2009 года, этого однозначно не будет. Для этого должны происходить очень кризисные процессы и в стране и в мире.
ЦБ и Минэкономразвития с Алексеем Улюкаевым имеют желание постепенно рубль обесценивать, и это объяснимо, потому что очень многие вещи завязаны на дешевой валюте. Тут свои плюсы и минусы. Если рубль обесценивается по отношению к другим валютам, то экспортеры выигрывают, у них получается экспортная премия. Кто-то проигрывает, например, тот, кто завозит оборудование для модернизации. Понятное дело, что импортные товары дороже становятся. Это обычные взаимосвязанные процессы.
По моему мнению, национальная валюта должна быть устойчивой. Колебаться она может, но в рамках коридорчика, который для нее держит ЦБ. Это более или менее нормально. Кризисный процесс это вряд ли спровоцирует.
Может ли обесценивание рубля стимулировать инфляцию?
Это один из минусов. Тут тоже все взаимосвязано. Конечно, импортные товары подорожают. У нас, по некоторым данным, до 50% всей товарной массы – импорт. Но с другой стороны, может начаться импортозамещение. Импортные товары становятся дороже, отечественные производители начинают выигрывать в ценовой конкуренции, правда не очень долго и в случае, если есть свободные мощности.
В экономике всегда очень много разнонаправленных эффектов происходит. Что-то одно гасит другое. Целый перечень последствий будет.
Если критических шоков не будет, то будет вот это колебание в пределах установленного ЦБ коридора, который они контролируют и держат. Да они чуть больше свободы рублю дали, смягчили границы, но, тем не менее, у нас свободного плавания рубля нет. Поэтому о свободном курсообразовании речи не идет.