Прочитал на "Карнеги" два текста про повышение пенсионного возраста - социологов Дмитрия Рогозина (социолога, не чиновника!) и Дениса Волкова..
Интересно то, что оба, ссылаясь на данные своих исследований, делают практически противоположные выводы. Складывается ощущение, что опросы, фокус-группы и глубинные интервью дают три совершенно разных, противоречащих друг другу во многом (а кое в чем и во всем) набора данных. Мне в этом видится несовпадение личного опыта и представления об общем восприятии.
Такое по опросам я видел по восприятию коррупции, например: когда вопрос звучит как "правда ли, что все коррумпировано", респонденты уверенно утверждают, что все чиновники или полицейские продажны. Как только вопрос звучит в духе "а сами вы давали взятку", респонденты столь же однозначно говорят, что они лично взяток за последний год не давали даже врачам.
Еще более рельефная картина была по закону о запрете гей-пропаганды. Поддерживали запрет более 90 процентов, но лично сталкивались с такой пропагандой - менее 10 процентов.