В 2003 году, после посадки Ходорковского, тогда уже экс-фэповец Ваня Давыдов выдвинул тезис, звучавший на тот момент абсолютно провокационно и хулигански: «при Ельцине порядок был».
Игра была в переносе механики лозунгов коммунистической оппозиции 90-х — при прошлой власти жилось лучше, чем при нынешней — с пары коммунисты-демократы на пару ельцинизм-путинизм. Сейчас вижу ту же точно игру в исполнении двух бонз сурковской эпохи уже с парой Сурков-Володин. Чеснаков и Павловский, много букв, но суть в двух словах та же: «при Суркове порядок был».
Как учит нас Пелевин, «режим — это все те, кому хорошо живётся при режиме». Ваня в 2003-м ощутил себя лишним в новой изменившейся политической реальности, и помянутой фразой маркировал свою исключённость. О том же, если отбросить рюшечки, рассказывают нам сейчас и Чеснаков с Павловским. Но это никогда не оборонительный тезис; он всегда содержит в себе и наступательный элемент: «мы» хотя бы понимали, как управлять «всем этим», а наши сменщики — какие-то пэтэушники, которые не понимают и не пытаются; а потому всё катится в тартарары. И главное — поддерживать друг в друге эти «тартарары» как константу описания ситуации.
Поскольку я это наблюдаю за свою долгую жизнь уже в третий раз, мой внутренний Станиславский вяло говорит мне «не верю». Слишком включенная позиция обесценивает позу отстранённого наблюдателя, делая её изрядно фальшивой. Как оно на самом деле? Как угодно, но не так, как описывают эти господа: прежде чем описывать ситуацию, им следовало бы вначале описать свою собственную позицию критика, чтобы снять вопрос «кто говорит?» Но в данном диалоге не видно и намёка на такую попытку.