Чтобы разобраться с тарифами, нужно принять кардинальные решения в отношении прежде всего «Газпрома».
ЖКХ как таковое – это главная проблема по данным всех соцопросов. А внутри самого ЖКХ проблем много.
Главная из них – это рост тарифов, порой необузданный, на все ресурсы и естественных монополий, на коммунальные услуги, продукты снабжающих организаций.
Проблема номер два – это достаточно большое количество неплатежей, сейчас зависло 600 млрд., судьба которых не ясна и вряд ли ясна будет.
Третье – качество услуг. Эта проблема особенно важна для тех, кто ежедневно пользуется водой, электричеством, теплом. Есть определенные стандарты: температура горячей воды должна быть 60 градусов, мало у кого она реально такая. Есть стандарты тепла по гигакалориям, поставляемым в квартиру. Во многих квартирах мы, к сожалению, такого уровня качества не можем зафиксировать. В принципе это законы экономики – цена и качество.
Люди объективно хотят платить меньше, хотят понимать, что при увеличении зарплат в среднем на 7% в год будут видеть в платежках не более, чем 6-процентный рост. Они хотят это понимать весь год, в т.ч. в отопительный сезон. Они хотят понимать, что если они видят в платежках выросшую цену, то это, по крайней мере, обосновано тем, что в доме, например, проведен капитальный ремонт. Когда цены растут, а люди не ощущают при этом улучшения качества – естественно, это становится проблемой.
Важная проблема – это капремонт. У нас гигантские суммы по недоремонту. Эксперты говорят о 3,5 трлн. руб. При этом за четыре года работы десятая часть этого объема была выделена через фонд реформирования ЖКХ. На самом деле проблема недоремонта гигантская. Мы внесли в законодательствоизменения, которые частично разделят бремя и содержания и ремонта жилых помещений собственниками.
Для того чтобы разобраться с тарифами, нужно принять кардинальные решения в отношении естественных монополий, прежде всего «Газпрома». Та политика, которую он сейчас осуществляет – это равенство внутренних и внешних цен на газ. Она ведет к тому, что ответственность перекладывается на юридические лица, возникает перекрестное субсидирование и т.д. Цена на газ формирует цену на тепло и другие услуги, поэтому возмущение ростом тарифов в основном идет в отопительный сезон.
У нас есть недосбор (платежей за услуги ЖКХ- прим. ТАСС-Аналитика) в районе 4,5% в среднем по стране. Эту сумму недосбора перекладывают на плечи потребителей. Нет открытости формирования цены. Есть предельный уровень, который примерно устанавливает ФСТ России. Региональные тарифные комитеты, региональные тарифные комиссии смотрят и анализируют заявки ресурсоснабжающих организаций, а те, естественно, закладывают в рост тарифов и возможный кассовый разрыв и ремонт инфраструктуры, который даже не всегда проводится. Возможность экономически просчитать все их заявки у региональных тарифных комиссий не всегда есть.
Поэтому здесь много проблем, и Госсовету есть что обсуждать.