Здесь нечего стесняться.
Должна ли Россия в ответ на политические выпады в США по поводу предоставления убежища Сноудену реагировать какими-то символичными шагами?
Валерий Коровин: История со Сноуденом определяет субъектность России, ее фактическую роль и миссию в современном мире. Если Россия - не субъект, а плетется в хвосте американской внешней политики, то, конечно, Сноудена нужно выгнать пинком под зад, а еще лучше - отдать в наручниках под вспышки камер, и на этом закончить историю существования России как исторического субъекта.
Если же Россия на какую-то субъектность претендует, тем более на то, чтобы стать региональным лидером, а тем более на то, чтобы оказаться в авангарде движения по строительству многополярного мира, более справедливого по сравнению с американской однополярностью, то нужно Сноудену вручить паспорт. Такой же, как у Жерара Депардье. И начать с ним интенсивно работать. Но Путин пока устраняется от решения этого вопроса, несмотря на то, что является единственной политической фигурой, которая имеет достаточный вес.
Мне кажется, здесь нечего стесняться. Американцы пачками принимали и принимают наших беглых агентов, представителей спецслужб, агентов, сдававших наши сети нелегалов и прочее. И совершенно не боятся того, что Россия забойкотирует их Олимпиаду или введет против них эмбарго. Мне кажется, это поведение действительно субъекта. В то время как поведение России трусливо и непоследовательно, даже наблюдается некий раскол элит.
Нарышкин говорит, что нужно вручить Сноудену гражданство, ему вторит Матвиенко. А пресс-секретарь Путина говорит, что президент не будет принимать участие в принятии решения по Сноудену. Тут же все в растерянности замирают.
Не нужно бояться Америки. Это во многом дутый враг, который больше пиарится как сверхдержава, нежели таковой является.
Мы постоянно видим, как американцы пасуют, когда речь идет о чем-то серьезном и начинает пахнуть жареным. А если мы возвращаемся на мировую политическую арену, о чем Путин постоянно делает недвусмысленные намеки, тогда нужно быть последовательными. Если мы держава – значит Сноудену гражданство, если мы укрепляем обороноспособность - то он должен работать со спецслужбами, а не прикидываться обычным гражданином, который «не будет вредить США». Почему мы не должны вредить США, если они нам вредят перманентно на протяжении последних 70-80 лет?
Чего нам стесняться работать против них? Ну, давайте тогда распустим разведку и ФСБ, чтобы не работать против США, не навредить им чем-то. Это непоследовательность.