23 апреля, вторник

Новые собственники СМИ лояльны власти

01 мая 2014 / 02:09
декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова

До этого власти мало обращали внимания на контент СМИ.

Интересней было бы рассказать о ключевых тенденциях, чем о наиболее значимых событиях в сфере СМИ.

В прошлом году четко проявилась тенденция к монополизации основных электронных СМИ в руках немногочисленных владельцев, причем в руках крупных холдингов оказываются как лояльные власти СМИ, так и критически настроенные, фрондерские, или, например, аполитичные, развлекательные телеканалы и издания. Заметим также, что новые собственники средств массовой информации  лояльны власти. 

Также в телевизионной сфере стало очевидным лидерство Первого канала в использовании и тиражировании покупных телевизионных форматов развлекательного характера. Например, большого успеха добился проект «Голос». На мой взгляд, с точки зрения информации, на первом месте стоит ВГТРК с его информационными и аналитическими программами. Когда-то считалось, что лучший информационно-аналитический канал- это НТВ, но, на мой взгляд, он потерял свои преимущество.

Ещё следует отметить, что недавно созданное Общественное Телевидение России пока что, к сожалению, существует незаметно ни для широкой, ни для нишевой телевизионной аудитории.

Что касается газет, печатных изданий, то даже бульварные, массовые коммерчески успешные газеты сейчас находятся на распутье, и разрываются в финансировании между печатными изданиями и собственными интернет-порталами. Многие люди старшего поколения привыкли держать в руках газету, однако, думаю, в течение трёх-четырех лет бумажные версии изданий как минимум сильно преобразятся.

К сожалению, стоит отметить, что качественные издания практически всегда финансово-убыточные. В этой связи вспоминается история холдинга «Эксперт», вынужденного отказаться от своего сетевого телеканала.

Что касается сетевых изданий, интернет-порталов, то, на мой взгляд, в вопросе качества сетевая журналистика сильно уступает классической, однако молодежная аудитория уже привыкла к подобным способам потребления информации.

Также стоит отметить тот факт, что в уходящем году телеканал Russia Today добился феноменальной популярности на международной арене. По сути, Russia Today стал альтернативным средством информации и символом свободы слова в международном масштабе.

Ну и, конечно, стоит вспомнить реорганизацию агентства РИА «Новости» и радиостанции «Голос России». Государство взялось за реорганизацию пропагандистских средств массовой информации и укреплению консервативного начала, впервые за последние годы. До этого власти мало обращали внимания на контент СМИ.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика