9 мая, четверг

Несколько отраслей российской экономики держатся на труде экспатов

15 июля 2013 / 15:19
директор Института инструментов политического анализа

Еще не известно, чей вклад в российскую экономику больше - у высококвалифицированной, но немногочисленной группировки экспатов или у многочисленной неквалифицированной армии гастарбайтеров.

Первое. Миф о том, что в Россию не приезжают специалисты высокого класса, связан с тем, что люди оценивают ситуацию по желтым и оранжевым жилетам дорожных рабочих и работников ЖКХ. Есть вполне четкая статистика, в соответствии с которой целая отрасль российской экономики, подчеркиваю – не просто какой-то элемент – а отрасль - держится на труде экспатов.

В частности израильтяне работают в основном и главным образом в интернет-рекламе, интернет-маркетинге, обеспечении электронных платежей, разработке приложений для сотовых телефонов. Они являются если не монополистами, то настолько заметной величиной, что их можно выделить в отдельную категорию.

Аналогично: в Москве работает большое число специалистов по строительному проектированию из разных стран, которые участвуют в разработке современных инженерно-строительных проектов, скажем, офисных центров, жилых домов, технологиями строительства которых российские специалисты в настоящий момент просто не владеют уже в силу того, что утеряна школа и некоторые элементы проектирования современных зданий они уже не могут выполнить.

Я уже не говорю о том количестве иностранных врачей, которые здесь в Москве работают и которые востребованы, начиная от стоматологии и заканчивая пластической хирургией.

Так что тема иммиграции и эмиграции в России чрезвычайно мифологизирована.

Второе. Есть государственная статистика, я ее знаю по Израилю и полагаю, что она сопоставима с другими странами. По российской государственной статистике в России постоянно проживает порядка 80 тысяч израильтян, и большая часть из них - это отнюдь не пенсионеры, которые уехали в Израиль, а затем почему-то вернулись в Россию. Большая часть из них – это люди, которые приехали сюда зарабатывать деньги. Они находят себе применение в экономике, и очевидно это применение не связано с тем, что они укладывают бордюрный камень.

Почему Россия становится для таких людей привлекательной? Во-первых, играет роль экономический мотив. В России до сих пор есть серьезный дефицит специалистов. Если русский бизнесмен, русский предприниматель вполне адекватен и квалифицирован как предприниматель и бизнесмен в сравнении со своим западным коллегой, то сказать то же самое о среднем управленческом звене, а уж тем более о среднем звене, связанном с владением определенными знаниями в сфере тех же финансовых рынков, телекоммуникаций, интернет-бизнеса – нельзя. Это приводит к тому, что, например, израильский программист в Москве будет получать значительно больше, чем он получает в Израиле при примерно равной занятости и равной позиции, которую он занимает в фирме. Это как пылесос вытягивает квалифицированных специалистов, особенно тех, у кого есть либо приобретенный либо родной русский язык – в Россию.

Еще один аргумент в опровержение мифа о том, что в Россию не едут специалисты – это бум на курсы русского языка, который сейчас существует в Европе. Огромное количество людей, не имеющих никаких русских корней, изучают русский язык. И не только потому, что они коммуницируют с русскими партнерами в Европе, но и потому что многие из них приезжают работать в Россию. Это дает им конкурентное преимущество. Говорить о том, что миграция связана преимущественно с низкоквалифицированной рабочей силой и с республиками бывшего Советского Союза можно лишь в том случае, если считать «по головам». Тогда это действительно так. Если считать по вкладу в экономику, причем материальному вкладу, оцениваемому в долларах, то я бы еще очень серьезно подумал, чей вклад в российскую экономику, в ВВП страны больше, у высококвалифицированной, но немногочисленной группировки экспатов, которые занимают высокие должности или у многочисленной, но не очень квалифицированной армии гастарбайтеров.

Нужно разделять две вещи: бизнес и занятость в качестве специалиста. С предпринимательством все гораздо сложнее, и только энтузиасты, очень большие энтузиасты своего дела занимаются предпринимательством в России. С наемными работниками все гораздо проще. Они не связаны с неэффективностью российской государственной системы, с российскими налогами, коррупцией – это их не касается. Они приходятна работу, выполняют ее и получают зарплату. Именно специалистам в России зачастую,оказывается, реализоваться проще, чем в тех странах, где они родились. Здесь быстрее карьерный рост и выше финансовая компенсация.

Что касается качества жизни, то не надо недооценивать Москву и Петербург. Эти города по современным сервисам – вполне нормальные европейские мегаполисы. Нет никакого колоссального разрыва между Москвой и, условно говоря, Берлином. А между Москвой и Лиссабоном или Москвой и Афинами есть колоссальный гандикап в пользу Москвы. Так что отсутствие качества жизни в Москве не связано с отсутствием предложения этого качества. Оно связано с тем, что у многих москвичей на это качество жизни просто нет денег. Но предложение на этом рынке, начиная с дорогой и качественной медицины и заканчивая элитными детскими садами для детей достаточно высоко. Ведь если человек приезжает работать, как правило, он приезжает работать с семьей. Это означает, что помимо обычного сервиса типа съемной квартиры как это было 5-7 лет назад, он должен думать, где будут учиться его дети, где лечиться его жена, куда ходить на обед и т.д. и т.п. Это уже совершенно другой тип требований к городу. Так вот Москва этим требованиям полностью соответствует. Петербург – тоже. Казань – тоже. Нижний Новгород – тоже. Екатеринбург – тоже. Да, конечно, если человек едет работать в маленький военный городок куда-нибудь в бывший закрытый город и там работать программистом - пожалуй, его качество жизни буде ниже, хотя зарплата выше. Но в крупных городах - нет серьезной разницы.
Данные опросов, в соответствии с которыми большинство иностранцев, собирающихся на работу в Москву, планирует жить вне города, объясняются очень просто. В Москве чуть ли не самое интересное в Европе многоэтажное жилищное строительство. Таких поразительно красивых, дорогих и при этом многоквартирных и многоэтажных жилых домов практически нигде в Европе, кроме как в Москве, не встретишь. Дом за городом, как правило, до сих пор – это второй дом человека после городской квартиры. И состоятельные люди сначала покупают городскую квартиру, а потом уже то, что в России называется дачей. Психология европейцев иная. Там человек, имея возможность жить в загородном доме – живет именно в загородном доме, а работает в городе. При этом вторую квартиру он покупает уже в городе, но если у него есть деньги на покупку недвижимости и если есть возможность купить недвижимость за городом – он это делает, то есть приобретает именно загородный дом в качестве основного жилья. Именно этим объясняется тот факт, что специалисты, собирающиеся на работу в Россию, говорят о том, что собираются жить за городом. Тут не стоит искать какой-то хитрости.

Неверно думать, что экспаты ищут обособления от московского общества. Это совершенно не так. В отличие от очень многих других европейских стран в Москве практически не сложилось экспатской среды обитания, нет клубов, где собираются только свои. Газета eXile в годы своего существования была маргинальной. Нет экспатских ресторанов (я не беру общинные рестораны, они есть), а вот именно тех ресторанов, где собирались бы экспаты – нет. Здесь вовсе не та ситуация, когда европейцы приезжают работать в Африку или в бедные страны Латинской Америки, где они ходят в два ресторана в городе, а все остальные не посещают. В Москве это не так. Так что наблюдение о том, что люди собираются жить за городом, скорее позитивно говорит об их амбициях. Они изначально рассматриваютсебя как представителей определенной элиты.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика