23 апреля, вторник

Необходимо увеличить объем ликвидности на рынке туристических услуг

08 августа 2014 / 16:30
аналитик УК «Финам Менеджмент»

Главная причина проблем туристической отрасли – недоступность кредитов.

Возможно, будут приняты дополнительные обеспечительные меры. С точки зрения защиты прав потребителей, это оправданные решения. Но они одновременно обернутся дополнительными издержками для игроков рынка, значительная часть которых по-прежнему будет смещаться на потребителей, а часть (в худшем сценарии) — компенсироваться за счет различных вариантов оптимизации, что продолжит ставить под угрозу устойчивость таких компаний. Полагаю, наиболее позитивный эффект мог бы сформироваться за счет увеличения ликвидности в локальной финансовой системе, дефицит которой, видимо, сыграл важную роль в дестабилизации отдельных игроков.

Так, формально основным фактором дефолтов туроператоров стали негативные изменения рыночной конъюнктуры — под давлением экономического спада и одновременно ослабления национальной валюты, спровоцированного геополитическим кризисом приводившего к росту стоимости зарубежного туризма на 15−30%, наблюдалось заметное снижение спроса. Впрочем, Росстат оценивает падение выездного трафика в первом квартале в 4%. Даже если у отдельных игроков потери были более значительными (что вполне возможно), скажем, в диапазоне 10−20%, в краткосрочном периоде нескольких месяцев это не тот уровень просадки, который может поставить оператора с нормальными резервами на грань банкротства.

При этом, учитывая отток ликвидности и рост ставок, компании, видимо, не смогли компенсировать снижение денежного потока от сокращения операционной деятельности за счет рефинансирования — кредиты оказались недоступны. По косвенным признакам можно предположить, что критическую роль в финансовой дестабилизации все-таки сыграли неверные управленческие решения, слабый контроль рисков и, видимо, неоднозначный долговой профиль, в условиях ужесточения требований банков не позволявший быстро и безболезненно перекредитоваться. То есть косвенно кризис могли провоцировать финансовые институты, на фоне роста страновых рисков в первом квартале активно пересматривавшие лимиты и сокращавшие сотрудничество с потенциально подверженными угрозам заемщиками. В индустрии туризма с ее потребностью в больших объемах средств, коротких оборотах и, понятное дело, сравнительно высокой эластичностью самого продукта (зарубежный отпуск ведь можно и отложить), вероятно, таких компаний оказалось не мало. Сокращение ранее открытых кредитных линий определенно могли спровоцировать «эффект домино» и способствовать усугублению финансовой нестабильности на фоне операционных потерь.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика