Мы будем кривить душой, если станем утверждать, что отставка Дмитрия Ливанова не напрашивалась. Она напрашивалась. И она свершилась. Ибо дальше раздражать работников образования, науки и остальное население, так или иначе соприкасающееся с этими сферами, было нельзя.
Идеология Ливанова относительно науки была такова: реальных результатов своей работы учёные предоставить не в состоянии. Под эту дудку их деятельность ставилась под жёсткий международный контроль. Но контроль этот оказался сужен до одного единственного инструмента — так называемого индекса Хирша. То есть, чем больше учёного цитируют западные научные журналы, тем он эффективнее. Таким образом, Ливанов фактически свёл оценку нашего научного потенциала к редакционной политике западной периодики. Если учёный в них не фигурирует, то его как бы и нет.
При этом традиционное для России деление науки на фундаментальную и прикладную оказывалось вынесенным за скобки. То, что учёный может работать в долгую, а результаты его работы спрогнозировать сложно, не учитывалось совсем. Налицо применение неоколониальной модели к отечественной науке. Складывалось впечатление, что без великого менеджера Ливанова у нас все в лаптях ходили. В итоге в условиях западных санкций такой подход стал выглядеть анахронизмом.
Однако досталось от Ливанова далеко не одной лишь академии.
С 2012 года за то не слишком долгое время, которое Ливанов проработал министром, с его именем было связано немало скандалов. В каком-то смысле ими он запомнится куда больше. То матом на заместителя публично ругнётся, то выговор от президента получит.
Особенно Ливанову удавались яркие высказывания об учителях и университетских преподавателях. С точки зрения бывшего министра, работник ВУЗа, который получал в 2012 году меньше тридцати тысяч рублей, некомпетентен, а «учителям низкого уровня», оказывается, нужно больше работать, чтобы, соответственно, получать больше.
Проблему с нехваткой мест в детских садах в последний год решили, правда, без участия министра. Причём решили силами Единой России, из руководящих органов которой Ливанов был исключён в начале года. Впрочем, мест в школах всё ещё не хватает. Более того, министр пальцем о палец не ударил, чтобы заняться проблемой нехватки кадров для дошкольных учреждений.
В итоге недовольство деятельностью Ливанова, зревшее так долго, стало столь велико, что премьер-министр Дмитрий Медведев принял аргументированное мнение общественности (тех самых «некомпетентных», как говорил Ливанов, учителей, преподавателей вузов и учёных) и снял самого непопулярного, по данным ВЦИОМа, министра. А президент Владимир Путин это решение поддержал.
Надеюсь, что теперь, после смутных времён в российском образовании и российской науке наступит новый период, для которого будет характерно уважительное отношение к научным и образовательным кадрам, а не формализованный бюрократичный подход.