10 декабря, вторник

Нам не привыкать жить под санкциями

03 августа 2014 / 03:53
научный руководитель исследовательского центра «ВВП»

Китай находится под санкциями с 1989 года, что не мешает его экономике динамично развиваться.

Формально одна страна или несколько стран могут, конечно, принять санкции против другой страны. С другой стороны, всё это вступает в резкое противоречие с принципами ВТО и с гуманитарными принципами.

Некоторые санкции вообще недопустимы. Нельзя, например, вводить санкции на поставку медикаментов, как это было сделано в отношении Сирии. Нормы ICAO не допускают запрета на поставку запчастей для самолетов, но на практике такие санкции часто применялись.

По сути, международное право опирается на прецеденты. У нас в Конституции международные договоренности стоят над внутренним законодательством. В Конституции США подобного нет, по решению Конгресса они могут вводить санкции и не соответствующие мировому законодательству. Другое дело, что в практическом смысле санкции очень легко обходятся. Например, в Иране была одна экспортная модификация боевых самолетов, поставленная на вооружение страны ещё при шахе. Модель эксклюзивная, и в других странах ей нет аналогов. После Исламской революции страна попала под серьезные санкции, в том числе и запрет поставки деталей для самолетов. Так вот, эти самолеты до сих пор летают, что может означать только одно: американские компании поставляют и поставляли им запчасти в обод всех санкций.

Что касается тех санкций, которые уже ввели или собираются ввести против нас, то не думаю, что они сильно опасны. Возможно, слегка повысятся цены. Следует заметить, что как только была отменена поправка Джексона-Веника, были введены другие санкции, нам не привыкать. Да, для людей, которые попали в списки, аналогичные «Списку Магнитского» могут быть неприятны ограничения на въезд. Хотя, подчеркиваю, с точки зрения международного права, и эти санкции несправедливы - без судебного разбирательства не бывает наказания. Получение же Шенгенской визы для стран ЕС занимает 2-3 дня и стоит порядка 600 рублей. Многие южноевропейские страны выступили с решительным протестом, политики и министры Испании и Греции выступили уже против ужесточения визового режима, им нужны русские туристы.

Что касается приостановки переговоров по отмене виз, то, на мой взгляд, европейцев можно понять, ими движут весьма меркантильные мотивы. Сейчас на Украине тяжелая экономическая ситуация. Кроме того, новые власти не могут обеспечить порядок и безопасность, начались погромы. Уже наблюдается поток беженцев в Россию, ежемесячно количество беженцев увеличивается на 20%. При этом, на Украине ещё не было дефолта и настоящего голода. Если же что-то из вышеперечисленного произойдет, толпа беженцев будет огромной. И многие из них, в случае безвизового обмена с Евросоюзом, подразумевающего, в том числе и упрощенные механизмы паспортного и пограничного контроля, будут использовать Российскую Федерацию как транзитный пункт для того, чтобы перебраться в Европу. К слову ещё до кризиса на Украине основным аргументом против безвизового режима, приводимым европейцами было опасение потока среднеазиатских эмигрантов из России в ЕС.

Более того, Европа бывает разной, многие люди на юге Греции просто мечтают о наших условиях. У них в стране тридцатипятипроцентная безработица против нашей пятипроцентной, сконцентрированной в отдельных «депрессивных» регионах. А зарплата водителя автобуса в Москве для грека заоблачная. При том, что в Москве автобусы водят, в том числе и среднеазиатские гастарбайтеры. То есть для приостановки переговоров по безвизовому режиму есть множество объективных причин, просто кризис на Украине стал удачным поводом.

Что касается вероятности ужесточения санкций, то Путин правильно заметил на пресс-конференции 4 марта, что санкции взаимно невыгодны. В любом случае, стоит обратить внимание на то, что Китай находится под санкциями с 1989 года, что не мешает его экономике динамично развиваться. К тому же Россия может ассиметрично ответить, нарушив правила членства в ВТО, например, создавая клиринговые соглашения со странами или группами стран Азии, Африки и Латинской Америки. Да и само исключение России из ВТО тоже как минимум взаимно невыгодно. В этой ситуации автоматически Россия может стать лидером не присоединившихся государств и сделать экономическое существование стран участниц ВТО очень неудобным. Это при том, что сами принципы международной торговли ещё не до конца определены.

Пока что давление, оказываемое на Россию, носит чисто психологический характер, и, видимо, так и будет. Возможно, стоит ожидать какие-то ограничения касательно оборонного сотрудничества, но нам к этому не привыкать.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика