Мне нравится, что мы, наконец, отказались от иллюзий относительно Европы и славянства.
На ваш взгляд, условный турецкий проект сможет заменить «Южный поток»?
Это, конечно, хорошая альтернатива. Турки «съедят» транзитную комиссию — то, что могли получить т. н. братья-славяне. Мне нравится, что мы, наконец, отказались от иллюзий относительно Европы и славянства. Но все-таки, если говорить о приоритетных направлениях, нужно исходить из того, что Путин говорил и как действовал в плане перенаправления ресурсов в Азию. Это правильно, потому что надо направлять ресурсы туда, где на них будет расти спрос, то есть будет расти экономика. А экономика Азии, в отличие от европейской, будет расти быстро.
Путин говорил о необходимости вкладываться в производство СПГ. Как мы далеки от того, чтобы полноценно использовать эту технологию?
Технологии у нас есть. Более того, в 2008 году, когда «подвис» «Северный поток», рассматривался вариант строительства под Питером СПГ-терминалов и экспорта газа через Балтику куда угодно, но, прежде всего, в Европу. Я так понимаю, что аналогичная идея может быть реализована на Черном море.
В этом решении больше экономики или политики в расчете на реакцию Европы?
Это политика в чистом виде. Более того, что стоит за этой ситуацией? США заинтересованы в том, чтобы выкинуть Россию с европейского газового рынка и заменить нас экспортом своего СПГ. Это долгосрочная цель. Об этом недавно говорила и бывший глав Госдепа США Кандолиза Райс.