США будут сохранять свое присутствие в регионе через нефтегазовые компании в Казахстане, представительство НАТО в Ташкенте.
Активное давление в целях закрытия американской базы оказывали на Бишкек Москва и Пекин как два участника Шанхайской организации сотрудничества. Киргизия тоже является ее членом. Прежде всего, Китай был не заинтересован в наличии американской военной базы у себя под боком.
Шел долгий торг. База приносила определенные финансовые выгоды. Многие представители киргизской элиты на обслуживании базы неплохо зарабатывали – и при Акаеве, и при Бакиеве. Кстати, Курманбек Бакиев обещал закрыть базу, но обещание свое не выполнил, хотя взял у России под это дело серьезный кредит.
В этот раз мы наблюдаем переориентацию Киргизии в сторону России и Китая. Ведутся переговоры по вступлению страны в Таможенный союз. Китай является активным игроком в киргизской экономике, предоставляя кредиты. Выходит, что киргизское руководство определилось со стратегическими приоритетами и пошло на определенный обмен: мы закрываем американскую базу, а в обмен ждем поддержки. Напомню, что Киргизия уже говорила об условиях своего присоединения к Таможенному союзу. Бишкек ждет серьезных инвестиций от России и Казахстана. В этих условиях американская база уже не такой серьезный козырь, за который нужно держаться.
Что касается Турции, то если в начале 90-х она активно пыталась закрепиться в Центральной Азии, то потом отвернулась от региона, сделав ставку на вступление в ЕС. Когда в Анкаре осознали крушение европейских надежд, Турция вновь повернулась в сторону постсоветского пространства, но увидела, что многие ниши уже заняты. Она пытается объединить вокруг «тюркоязычного пространства» несколько государств. Получается, что Киргизия входит в сферу интересов Анкары, но играть серьезную роль она пока не готова. Турции тяжело конкурировать с Китаем в сфере финансов и с Россией в военно-политическом плане. У Турции есть серьезный потенциал, но основную ставку она делает на Казахстан и Азербайджан.
США будут сохранять свое присутствие в регионе через нефтегазовые компании в Казахстане, представительство НАТО в Ташкенте. Не так активно как в 90-е, но американцы будут сохранять некоторое влияние.