25 апреля, четверг

Мы делаем самые первые шаги в упорядочивании парковки

05 января 2014 / 02:33
директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, член Общественной палаты Москвы

Рано или поздно мы придем к более тонкой тарифной сетке, к более сложным правилам.

Чем можно объяснить решение дать московским водителям такой «пряник», как бесплатная парковка в центре по воскресеньям? Почему бы и не по субботам тоже?

Мировой опыт насчитывает ровно 80 лет практики платных парковок. Первый паркомат был изобретен в 1934 году. Сейчас Москва приступила к выполнению элементарной транспортной политики, без которой не обойдется ни один крупный город в мире, с опозданием на 15-20 лет. Мы делаем самые первые шаги в упорядочивании парковки. Сначала ввели слабо дифференцированную тарифную сетку – 60 и 80 рублей за час. Но наша цель – сделать развитую систему парковочного регулирования, которая заключается в создании дифференцированной тарифной сетки: по месту, времени суток, дню недели.

Скажем, сейчас мы вводим бесплатную парковку по воскресеньям. Но ведь есть такие пиковые места, где и по воскресеньям нужно взымать плату, причем, она должна быть высокой. Рано или поздно мы придем к более тонкой тарифной сетке, к более сложным правилам. Хоть какие-то правила вводим, и то хорошо.

А ведутся ли какие-то исследования, чтобы иметь базис для создания более сложной сетки?

Практическая база только начала накапливаться. Появляются данные администрации пароковочного пространства, как меняются трафики, как меняется занятость парковочных лотов. По мере его накопления можно будет давать технически выверенные ответы: где поднять или опустить тариф, где вообще сделать бесплатно. Где увеличить число парковочных мест, а где их лучше поджать, сократить. Это предмет конкретных исследований.

Мои коллеги в Сан-Франциско, где 80-летний опыт парковочного регулирования, с 2011 на 2013 год провели сложный, контролируемый эксперимент. Меняли каждые 2 месяца цену на парковку и наблюдали за занятостью парковочных лотов. По итогам был опубликован детальный отчет.

И в этом нет ничего теоретически сложного. Нужно к этому политически привыкнуть  и перевести этот разговор на инженерный язык. Исследовали – изменили правила.

Летом первые муниципальные платные парковки начнут появляться за пределами Садового кольца. Первая из них возле ДЦ Москва Сити. Это уже вызвало панику среди местных жителей, которые опасаются, что посетители магазина вместо платной парковки заполнят их дворы и ближайшие, прежде пустые улицы. Есть такие риски?

Я эту проблему хорошо знаю по окрестностям Бульварного кольца, где автомобилисты паркуются вместо улиц во дворах. Так вот с дворами решение идейно чрезвычайно простое, правда, организационно порой сложное: товарищества собственников жилья (или иные формы организации) должны ставить шлагбаумы на въезде на свою территорию.

Москва, как и любой город, регулирует асфальтированную поверхность общего пользования. Двор – это «privateproperty» (частная собственность). В Москве в тысячах дворов эту науку уже давно выучили. Ничего другого не придумано. В странах менее привычных к автомобильным безобразиям достаточно повесить табличку «Privateproperty» и никто не посмеет парковаться. У нас пока таблички маловато, приходится ставить табличку. Научимся – достаточно будет оставлять табличку.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика