19 мая, воскресенье

Младшее поколение меньше думает о заработке, чем люди, чья молодость пришлась на 80-90-е

08 июня 2014 / 16:34
руководитель отдела социологии образования Института социологии РАН, доктор социологических наук

Нынешняя молодежь ориентирована на семейные ценности.

Современные тинэйджеры — очень интересные ребята. Они во многом ориентированы на интересную работу, семью, на то чтобы воспитать хороших детей. Просто какие-то молодцы! Они мне очень нравятся. И ценности у них замечательные. Время изменилось, ситуация стала получше, и экономическая обстановка, и положение населения — все стало гораздо благоприятнее.

Младшее поколение меньше думает о заработке, чем люди, чья молодость пришлась на 1980−1990 гг. В те трудные годы у молодежи было отрицание родительского пути, потому что они видели, что все родительскиедипломы и звания девальвировались. У них была ориентация на заработок, на прочность — экономическую и материальную. Такое было время.

А нынешние дети — другие. Они больше думают о том, чтобы им было интересно, о том, чтобы быть хорошими специалистами и очень много — как мальчики, так и девочки — думают о том, что у них должна быть хорошая семья.

— То есть, практически нет противостояния родителям?

— Да, теперь этого практически нет. Ведь их родители уже современные. Когда мы говорим о 14-летних, их родителям еще нет 40.

— Применительно к современным подросткам часто говорят об атомизации, к примеру, обращая внимание на то, что раньше дети по большей части играли вместе во дворе, а сегодня, скорее, сидят дома у компьютера.

— Так говорят те представители старшего поколения, которые привыкли к тому, что есть, к примеру, студенческая группа, есть староста, есть мероприятия, которые можно сразу как-то железно организовать. На самом деле сейчас и работа, и образование организованысовсем иначе. Сейчас больше требований к индивидууму. И образование, скажем, не требует уже наличия студенческой группы, которую необходимо, так или иначе, координировать. Наоборот, у каждого есть индивидуальная программа, по которой он работает, а когда надо, они объединяются в группу сами.

О вреде компьютеризации для социализации подростков говорят те, кто мало знаком с сетями и информационными технологиями. На самом деле, связи, которые возникают по сетям, очень интересные, сложные и масштабные. Контактов становится даже больше. Просто наступило новое время. Осмыслить его можно, но исходить при этом нужно не из старых стереотипов.

— Какова взаимосвязь между реальными социальными сетями и теми сетями, которые формируются при посредстве социальных медиа, соответствующих сервисов в интернете? Дублируют ли интернетовские сети реальное социальное окружение тинэйджера?

— И дублируют, и создают новые общности.

У меня есть аспирантка, учительница. Мы с ней сейчас приступили к исследованию об использовании социальных сетей. Выяснилось, что в зависимости от того, в каком классе учатся дети, они выбирают разные сети. Скажем, в 9 классе, где надо подналечь на учебу, они больше пользуются сетями, которые связаны с образованием. В 10 классе, когда можно расслабиться, они пользуются сетями, которые связаны с развлечениями. А в 11 классе, когда снова встает вопрос подготовки, они возвращаются к образовательным сетям, но уже другим. Все это гораздо сложнее, чем пытаются нам представить какие-то люди, которые подходят к этому поверхностно.

Беседовал Антон Котенев

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика