2 декабря, пятница

Фундамент новой политической системы устоялся

09 сентября 2014 / 03:04
заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики

Выборы подстраиваются под принципы, о которых печется администрация президента: конкурентность, прозрачность, легитимность.

На ваш взгляд, можно ли говорить о том, что после реформ начала 2010-х политическая система окончательно сложилась?

Пока рановато давать окончательные оценки. Тенденции наметились, говорить о том, насколько закрепятся появившиеся тренды и форматы, пока рано.

Фундамент новой политической системы устоялся, вырабатываются новые правила и институции. Выборы подстраиваются под принципы, о которых печется администрация президента: конкурентность, прозрачность, легитимность. Победа любой ценой с использованием административного ресурса никому больше не нужна. Местные ретивые администраторы подчас прибегают к нему и сейчас, боясь, что получат по шапке, если не покажут результатов. Но они не понимают, что победа дискредитирующими методами никому пользы не принесет.

Реформа результаты дала. Расширилось партийное представительство, на региональных выборах стали участвовать в разы больше партий. Правда, не многим из них удается получить реальное представительство в законодательных органах власти регионов, тем более, на уровне губернаторов. Но, тем не менее, можно сказать, что 5-6 новых партий становятся участниками тех или иных ветвей власти регионов или местного самоуправления.

Нынешние выборы показывают, что конкуренция в регионах невелика и партии не демонстрируют рвения, чтобы ситуацию изменить. Политическим новичкам трудно бороться с большой парламентской четверкой, которая уже упрочилась на «партийном рынке». Остальным пробиваться крайне тяжело. Но зато проникновение какой-то новой партии в политическое пространство будет высоко цениться.

Мне кажется, серьезно укореняется демократическая тенденция. Несмотря на то, что явка остается замороженной, доверие к институту выборов есть. Партийная борьба есть. А тренд на формирование местных политических элит возрождается. Нельзя сказать, что это набравший ход процесс, но это вектор будущего.

Один из болезненных вопросов – муниципальный фильтр. Может ли эта норма претерпеть изменения?

Похоже, что эта институция сработала. Она имеет свои резоны: кандидаты, претендующие на лидерство в регионе, обязательно должны иметь местную поддержку. Практика 1990-х, когда кандидаты-варяги – ставленники бизнеса или федеральной власти - привозили на выборы свою команду, своих людей, себя изжила. Сейчас ставка делается на местные элиты. Задача фильтра помочь вырастить эти элиты.

Но с другой стороны, есть возражения конституционного порядка. В Конституции местная власть и государственная власть разведены, но почему же в таком случае местные депутаты решают, кому избираться, а кому нет в органы региональной власти, которая относится к государственной власти?

То есть дискуссия по этому поводу продолжается.

Все политические новшества последних лет никак положительно не отразились на явке. Что может быть предпринято в этом отношении?

Это унаследованная проблема. Люди реагируют обычно на какие-то яркие события, а если все проходит в рутинном режиме, интереса оно не вызывает. Отчасти это связано с тем, что серьезная конкуренция, соревнование ярких идей, по всей видимости, еще впереди.

Администрация президента выдвинула ряд требований к тому, как должны проходить региональные выборы: они должны быть конкурентными, прозрачными и легитимными. Явка, которая обеспечивает легитимность, пока остается невысокой и это проблема, которую еще предстоит решать. Но тут много компонентов. Коммунисты, например, продолжают настаивать на переносе Единого дня голосования с середины сентября. Они считают, что из-за этого основная избирательная кампания приходится на август, а летом работать невозможно, так как все в отпусках и всем не до выборов.

Но, с другой стороны, сентябрь уже не летний месяц. Да и сентябрь удачен тем, что на него приходится разгар дебатов по поводу бюджетов будущего года. Когда ЕДГ назначался на март или декабрь, получалось следующее: скажем, заксобрание региона принимало бюджет и распускалось, а новым депутатам доставался бюджет, который они не утверждали. То же самое и с губернаторами: старый принял бюджет, приходит новый и ему приходится работать с чужим бюджетом.

На мой взгляд, можно перенести ЕДГ с выходного дня на рабочий. В сентябре действительно многие еще ездят на дачу и хотят воспользоваться каждым хорошим выходным днем. Если же перенести выборы на среду и продлить работу избирательных участков с 6:00 до 22:00, то у люде появится возможность приходить голосовать до работы или после. Я уверен, что это прибавило бы, как минимум, 10% явки.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика