США не заинтересованы в усилении зависимости Европы от России.
С чем связано продолжение суеты в Европе по поводу «Южного потока»? Решение России остановить проект, казалось бы, должно было удовлетворить Брюссель.
Тут множество аспектов. Прежде всего, ЕС в лице Еврокомиссии изначально выступал против «Южного потока», причем совершенно неконструктивно: искал не способы реализовать проект, а доводы, чтобы его потопить. За этим стояли США, которые не заинтересованы в усилении зависимости Европы от России и в том, чтобы для стран ЕС снижалась стоимость газа. А ведь «Северный поток» показал, что исключение транзитеров приводит к снижению цены. Конечные потребители получают по нему топливо на 15−18% дешевле, чем тот же газ через Польшу. Если бы «Южный поток» был реализован, то цена для стран-участниц проекта была бы ниже. Разницу, конечно, «съели бы» транзитеры — Болгария и ее соседи — но тем не менее.
Сами страны-участницы были за «Южный поток». Они рассчитывали на транзитные деньги и новые рабочие места. Только в одной Болгарии проект обещал до 20 тысяч новых рабочих мест. А в сумме для всех восьми стран-участниц — порядка 100 тысяч. Для Европы, где высокая безработица — это острая тема, и такая добавка была бы существенной.
Поэтому вокруг проекта «Южный поток» явно был конфликт Еврокомиссии и национальных властей стран ЕС. Этот конфликт широко муссировался. Приостановка проекта (в июне — ред.) даже отразилась на результатах выборов в Болгарии. Об этом свидетельствуют и первые заявления представителей Еврокомиссии, когда Путин сообщил об окончательной остановке проекта. Они заявили, что так Путин пытается испортить отношения Брюсселя с властями стран ЕС.
Еще одна интрига связана с тем, что «Газпром» в последние месяцы потерял несколько рынков сбыта, и его прибыли упали. Сыграло роль и то, что получение кредитов осложнилось санкциями. Рейтинг России в БРИКС упал с первого на последнее место. «Газпром» потерял часть внутреннего рынка (10 лет назад занимал 97% рынка, в 2013 году года 73%, а по летним данным уже только порядка 50%) и украинский рынок, который в лучшие годы закупал по 56 млрд кубометров газа. Для сравнения, в Германию идет максимум 35 млрд кубометров. По этим причинам такой дорогой проект, как «Южный поток», стал «Газпрому» не по силам, и компания пересмотрела свою стратегию.
Раньше они хотели дойти до каждого конечного потребителя. И в этом смысле «Южный поток» был прорывным. Благодаря ему они выходили напрямую на всех потребителей в Европе. Но планам не суждено было сбыться, и они решили переориентироваться на оптовый рынок, поменяли отношение к долгосрочным контрактам (раньше они старались заключать на 25−30 лет) и привязке цен на газ к ценам на нефть (цена на нефть упала, и это стало невыгодно). Теперь «Газпром» заниматься ценообразованием на биржах. В частности, они хотят поставлять газ через Турцию, которая не будет так реагировать на США, как Болгария.
Крайней в этой ситуации оказалась Еврокомиссия, она понесла репутационные потери и теперь, я уверен, будет пытаться перевести стрелки на «Газпром» и Россию, хотя к делу это отношение не имеет. Еврокомиссия с подачи США боролась против Европейского союза и, наконец, победила. Правда, выяснилось, что победила она саму себя.