Идея была сильно искажена на этапе формирования КСО самими устроителями.
КСО умер, не родившись. Наблюдая его деятельность, можно сказать, что он так и не заработал. На нем не было принято ни одного принципиального решения, в основном год был потрачен обсуждение регламента его работы.
Во-первых, это результат самой идеи, которая была сильно искажена на этапе формирования КСО самими устроителями. Во-вторых, процедура избрания в КСО вызвала массу вопросов. Либеральные оппозиционеры во главе с Навальным, Ашурковым и Волковым упрекают власть России за нечестные и нечистые выборы, но сами придумали систему гораздо менее адекватную и фактически присвоили себе эти выборы, провели их по своим правилам. Достаточно вспомнить, что значительная часть голосов во время выборов было отдано за троллинговую группу членов МММ. То есть, и процедура выборов была несовершенна, и сама идея.
Ашурков с Навальным сделали выборы [в КСО] исключительно под себя. Характерный пример – один из ярких лидеров оппозиции Сергей Удальцов еле-еле получил 20-е место, тогда как совершенно никому неизвестные юристы Навального получили много голосов.
Есть гораздо более удачные примеры оппозиционного объединения – так называемая «Народная ассамблея», которая просуществовала несколько лет. Там было несколько сотен депутатам по разным куриям – и от левых, и от либералов, и от национал-большевиков. Сейчас ее тоже фактически нет, но она продержалась дольше КСО.
«Левый фронт» принял решение в тех выборах не участвовать, кто захотел – пошли на них в личном качестве. Поэтому я скептически отношусь ко второму туру выборов в КСО. Я думаю, что организовывать их будет так же самая команда с теми же самыми целями. Это был личный проект Навального, который не получился. Другое дело, сейчас, на фоне новых личных успехов Навального, который свою партию пока не зарегистрировал, ему хочется иметь какую-то структуру, от имени которой он мог бы вещать. Поэтому нужно проапгрейдить КСО и провести новые выборы. Мы в этом участвовать не будем, поскольку для нас это дело совершенно бесполезное.