3 мая, пятница

Есть прецеденты по улучшению сервиса без серьезных сокращений

20 ноября 2013 / 01:21
аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»

При имеющейся структуре «Почты России» внедрять банковские услуги точно не имеет смысла.

Как вы считаете, в правильном ли направлении движутся реформаторы «Почты России»?

Основная причина, способствующая развитию дополнительных услуг, это то, что нет возможности сократить количество отделений «Почты России» (на сегодняшний день их несколько десятков тысяч) в связи с их высокой социальной нагрузкой. Нельзя просто взять и уволить несколько десятков человек. Поэтому планируется наращивать выручку на один квадратный метр посредством введения дополнительных услуг.

При имеющейся структуре «Почты России» внедрять банковские услуги точно не имеет смысла. Сотрудники не имеют должной квалификации, кроме того, рынок банковских услуг и так перенасыщен. Более интересным направлением развития было бы розничное направление. По аналогии с сетями «Евросеть» или «Связной» наладить продажу мобильных гаджетов. Причем далеко не во всех отделениях, а в наиболее удачно расположенных, которые могли бы обеспечить хороший трафик покупателей.

Многие сотовые операторы стремятся сейчас развиваться собственные монобрендовые сети, чтобы продавать сим-карты и пр. Для них сотрудничество с «Почтой России» могло бы быть взаимовыгодным: почта нарастила бы свою прибыль, а операторам помогло бы продавать свои услуги благодаря более широкой сети салонов. На сегодня, операторы в среднем имеют 1-4 тысячи салонов, а нужно их больше. Более того, бывает, что на одной улице стоят сразу несколько салонов, что означает высокую конкурентность и при этом неэффективность. Думаю, что сотрудничество с «Почтой России» могло бы эту ситуацию исправить.

Касательно услуг по доставке. На мой взгляд, один из интересных подходов – повышение стоимости услуг по доставке корреспонденции, например, в два раза. Это негативно будет воспринято населением, но будет способствовать кардинальному повышению качества, снижению сроков доставки и т.д. Сегодня цена слишком низкая – она не окупает затраты «Почты России» на доставку и необходимый уровень сервиса.

Стоимость услуг можно повысить директивным методом, т.к. «Почта России» находится в руках государства, а можно посредством приватизации, либерализации рынка почтовых услуг, чтобы была конкуренция: люди, желающие получать лучший сервис, будут платить больше, значит средняя цена подрастет.

При реформировании столь крупного предприятия, как «Почта России», возможно сочетание, с одной стороны, сохранение персонала, с другой – обременение дополнительными функциями в расчете, что они будут исполняться качественно?

У «Сбербанка» подобная схема получилась. Но нужно сказать, что сокращение в «Почте России» все же происходит: в среднем в год сокращается порядка 7%. В годовых отчетах они пишут, что не могут сократить убыточные отделения, потому что они несут социальную нагрузку не только в плане сотрудников, но и местного населения, которое просто останется без связи с внешним миром.

Есть прецеденты по улучшению сервиса без серьезных сокращений. Тот же «Сбербанк». Но, видимо, все же придется это сочетать: и сокращение и увеличение выручки на квадратный метр. На мой взгляд, акцент нужно делать на увеличении выручки. При выходе на рынок IPO инвесторы оценят розничную сеть в 50 тысяч отделений. Не думаю, что кардинальное сокращение отделений целесообразно.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика