19 апреля, пятница

ЕГЭ совершенно бездумно придано судьбоносное значение

18 ноября 2013 / 21:02
член-корреспондент Российской академии образования

Необходимо опубликовать все результаты всех прошедших госэкзаменов.

Есть один серьезный шаг к увеличению открытости ЕГЭ, который министерство почему-то не делает: необходимо опубликовать все результаты всех прошедших госэкзаменов.

Сейчас каждый год приходится вводить какие-то новые элементы, которые позволяют хотя бы создать видимость улучшения ситуации, но сама система ЕГЭ в целом провальная. На данный момент этот вопрос стал политическим. Дело в том, что в прошлом году была принята Государственная программа развития образования до 2020 года и Дорожная карта. Там есть данные о соотношении среднего балла по ЕГЭ десяти процентов школ с лучшими результатами к среднему баллу десяти процентов школ с худшими результатами. На данный момент оно является порядка 1.86, в этом году хотят достигнуть 1.82, а считается, что в идеале это соотношение должно являться 1.5. По степени обобщенности эту статистику можно уподобить средней температуре по больнице. По сути, от нас скрывают даже информацию о том, выполнен ли план в этом году или нет. Все результаты обработаны, и, если есть госплан, то нужно докладывать народу о его выполнении.

И опять же, если вы можете высчитать этот коэффициент, значит, у вас есть сводная таблица, где представлены все результаты ЕГЭ. Но, если её опубликовать, то по ней можно вычислить, например, насколько повысился в этом году средний балл. Он только по официальным данным повысился на десять процентов, но, скорее всего, ещё больше. Это покажет, насколько сильным был вброс и подтасовка.

Что касается мер, предлагаемых Ливановым, то, например, резко увеличивая количество заданий, вы понижаете вероятность их равноценности, соответственно, открывается простор для новых вбросов. Каждый год мы сталкиваемся с многочисленными нарушениями на ЕГЭ, и каждый год нас пытаются уверить в том, что можно придумать схему, при которой этих нарушений не будет.  Однако ЕГЭ совершенно бездумно придано судьбоносное значение. От его результатов зависит не только то, поступит ученик или не поступит, но и зарплата учителя, директора, положение начальника управления и т.д. Таким образом, все участники ЕГЭ кровно заинтересованы в высоких результатах и будут всячески им подыгрывать.

Что касается Общественной Палаты, то они должны были допустить к открытой дискуссии не только сторонников, но и противников ЕГЭ, чего с самого начала этого эксперимента не было сделано.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика