24 апреля, среда

Для меня ЕГЭ – это внешняя проверка

14 апреля 2014 / 19:36
учитель русского языка и литературы, «Учитель года Москвы – 2001»

Я вполне позитивно отношусь к этому изменению в структуре экзамена.

В прессе были такие не соответствующие действительности заявления, типа «лошади Вронского», хотя этого не было в ЕГЭ ни разу. Впрочем, убрали, и слава богу. В экзаменационных заданиях по русскому языку часть «А» если где и оставлять, то разве что на уровне экзамена 9-го класса, хотя и в «Б» можно кое-что поправить. По большому счету, стоило бы оставить проверку практического, а не теоретического владения языком. Подставлять буковки в напечатанный текст? На самом деле как-то уже не серьезно, в 11 классе. Единственное, пропадает технологичность проверки, вот и все. Может быть, проблема в том, что очень у многих будут двойки. Это вполне моет быть. А что делать, если уровень такой? Значит, снизят порог – потому что не все же только школа формирует… может быть.

А так, я вполне позитивно отношусь к этому изменению в структуре экзамена, потому что указывать циферки в тех местах, где нужно ставить запятые, а потом писать текст, допуская ошибки ровно на эти же правила…. И смысл подготовки к тому, чтобы ставить цифру правильного цвета, если ты не можешь написать правильно в рамках спонтанной письменной речи?

Собственно, неясно, к чему все эти годы было так много шума вокруг этих «троечных» заданий?

Шум! Так скажи слово «ЕГЭ», шум тут же начнется, моментально. Никто даже не будет вникать, по поводу чего.

Есть ли какой-то выход из этой ситуации перманентного скандала? Есть ли вероятность дождаться какого-то консенсуса или хотя бы преимущественного признания ЕГЭ в образовательном сообществе?

Дело в том, что при слове «ЕГЭ» у разных людей в голове возникает совершенно разное представление. Для меня ЕГЭ – это, прежде сего, внешняя проверка. Многие, когда слышат «ЕГЭ», приставляют себе лишь одно: тесты, тесты, тесты. И в русском языке – я, кстати, сейчас только что пришел из школы, где у нас был пробный ЕГЭ по русскому языку – тестирование занимает примерно треть от экзамена. Дети выполнят часть «А» минут за 20-30, «Б» - чуть подольше. Кстати, и от «Б» можно было бы отказаться. Остальное же время они пишут текст. Пускай он, может быть, не очень большой, но подходить к подготовке к написанию текста разумно – в этом есть четкая польза. Настоящая реальная польза. Отчетливое представление о том, что нужно. Это такая мини-дипломная работа – строится по тем же композиционным правилам. На части «А» и «Б» - все-таки какое-то время нужно потратить, только вот лучше бы это проверять непосредственно в тексте. Если люди пишут грамотно, зачем им знать, чередующаяся там гласная в корне или проверяемая безударная гласная? К 11 классу это уже должно уйти из оперативной памяти на уровень подкорки. Я не очень понимаю, зачем это постоянно держать в голове. Пишут грамотно, и все. Это важнее, чем знать правила.

Интересно, что вы учитель литературы и при этом – сторонник ЕГЭ…

Если говорить о литературе, то она не является обязательным экзаменом для большинства. Для тех детей, которые хотят связать свою жизнь с литературой профессионально, необходимо знать некоторые вещи теоретического порядка. Они должны знать термины, должны уметь анализировать текст. Но таких немного. Тем, кому это понадобится в будущей жизни, нужно это знать. А остальным – зачем сдавать ЕГЭ по литературе? Кто-то сдает, но совсем немногие. И те, кто сдает, им эти теоретические знания понадобятся в будущем. Так что и тут, в общем-то, ЕГЭ по литературе в том виде, в котором он сейчас существует – вполне нормален. Адекватен. Например, дается стихотворение Пушкина: «Мой первый друг/мой друг бесценный» и предлагается назвать произведения русской литературы, где эта тема – дружбы – также затрагивалась бы, объяснив сходства и различия с приведенным стихотворением. И что в этом плохого? И что тут такого, что требует, как говорят люди, не очень хорошо представляющие себе ЕГЭ по литературе, «натаскивания»? Да нет, это рассуждение, которое предполагает знание литературных текстов. А дальше есть уже теоретические вопросы по тропам, размерам и т.д. Но если уж люди сдают литературу, значит, наверное, она им потребуется?
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика